HAYWEB.RU
» Государственное устройство
» Государственное устройство

    Государственное устройство


    Государственное устройство

    Нагорно-Карабахская Республика (НКР) – государство, образовавшееся в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) – национально-государственного образования в государственном устройстве СССР, и армянонаселенного Шаумянского района. Столица - город Степанакерт.
    НКР была провозглашена 2 сентября 1991г. в соответствии с основополагающими нормами международного права. С этого дня власти республики последовательно проводят политику, направленную на поддержание мира и стабильности в регионе Кавказа.


    Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, являлась Кура. Природно-климатические условия горного края обусловлены благоприятным географическим положением. В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) – древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязыких кавказских горских племен.

    После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что, однако, до позднего средневековья не повлияло на этнические границы в регионе: правобережье Куры вместе с Арцахом (Карабахом) остается армянонаселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями – меликами, сумели сохранить фактический суверенитет, включая собственные дружины, княжеские дружины и т.п.Будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти.С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями,в том числе с императорами Петром I, Екатериной II и Павлом I.

    В 1805 году территория исторического Арцаха, формально получившая название Карабахского ханства, вместе с обширными районами Восточного Закавказья “на веки вечные” перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским (1828г.) договорами между Россией и Персией.

    Начался период мирной жизни, в целом продолжавшийся до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах в 1918-1920гг. превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.

    Регулярные турецкие войска и азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, вызванной мировой войной и распадом Российской империи, в продолжение геноцида армян в Турции в 1915 году, в 1918–1920гг. уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку, Гяндже. И только в Нагорном Карабахе эти формирования натолкнулись на серьезное вооруженное сопротивление, организованное Национальным Советом НК, хотя Шуша – столица края, 23 марта 1920 года была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено.

    Именно тогда международное сообщество сочло необходимым вмешаться в конфликт, приобретавший все более трагический характер. 1 декабря 1920 года на основе доклада своего третьего подкомитета Пятый Комитет Лиги Наций, реагируя на территориальные притязания Азербайджана и массовые антиармянские погромы, единогласно высказался против принятия Азербайджанской Демократической Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига Наций, до окончательного урегулирования конфликта, признала Нагорный Карабах спорной территорией, с чем согласились все вовлеченные в конфликт стороны, в том числе и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения в 1918-20гг. Азербайджанской Демократической Республики ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах (равно как и на Нахичеван).

    Установление советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920г. Советского Азербайджана российские войска, до мирного разрешения вопроса, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.

    Однако сразу после установления советской власти в Армении Ревком (революционный комитет – главный орган власти большевиков в то время) Азербайджана декларирует признание “спорных территорий” – Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана – неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.

    На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на “спорные территории” и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Текст декрета правительства Армении был опубликован в прессе как в Армении, так и в Азербайджане (“Бакинский рабочий” (орган ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.). Таким образом, состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.

    Акт цессии приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XII.1920г.), в Справке-ноте Генерального секретаря Лиги Наций членам – государствам Лиги Наций (4.III.1921г.) и в Годовом отчете Народного комиссариата (министерства) иностранных дел РСФСР за 1920–1921гг. высшему органу власти – XI съезду Советов.

    Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия “мировой коммунистической революции”, в которой Турции отводилась роль “факела революции на Востоке”, меняет свое отношение к этнически ей родственному Азербайджану и к проблеме “спорных” территорий, в том числе к Нагорному Карабаху.

    Руководство Азербайджана по указанию из Москвы возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б), пренебрегая решением Лиги Наций и отвергая плебисцит как демократический механизм установления границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки состоявшемуся акту цессии, с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием сформирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской ССР.

    Азербайджан всячески оттягивал выполнение требования о предоставлении автономии Нагорному Карабаху. Но после двухлетней вооруженной борьбы карабахцев и по настоянию РКП(б) в 1923г. незначительной части был предоставлен статус автономной области – одной из конституционных форм национально-государственного образования в государственном устройстве СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо, с далеким прицелом, был раздроблен – на одной части сформировали автономию, а остальную растворили в административных районах советского Азербайджана, причем таким образом, чтобы ликвидировать физическую и географическую связь между армянской автономией и Арменией.
    Таким образом, значительная часть территории, признанная Лигой Наций как спорная, была прямо аннексирована, и за пределами автономии осталась большая часть Нагорного Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат (Дашкесан), Лачин, Шамхор и др.). Тем самым, карабахская проблема была не решена, а заморожена почти на 70 лет, хотя и армянское большинство Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральной власти в Москве, требуя аннулировать антиконституционное и неправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. Даже в годы сталинских репрессий под угрозой высылки всего армянского народа со своей исторической родины (по примеру других репрессированных наций) не прекращалась борьба армян Нагорного Карабаха и Армении за выход края из состава Азербайджанской ССР.

    1988г. стал поворотным в истории Нагорного Карабаха. Народ Арцаха поднял голос в защиту собственных прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни арцахцев; они, фактически, предопределили последующую судьбу всего армянского народа. 20 февраля 1988г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана – о выходе из его состава, Армении – о принятии в свой состав, СССР – об удовлетворении этой просьбы и опиралось на правовые нормы и прецеденты разрешения подобного рода споров в СССР.

    Однако за каждым актом демократического волеизъявления и стремления перевести спор в цивилизованное русло следовали эскалация насилия, массовое и повсеместное попрание прав армянского населения, демографическая экспансия, экономическая блокада и др. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.

    2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Была принята Декларация о независимости НКР. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем тогда законодательстве, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990г. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. В это же время (ноябрь 1991г.), вопреки всем правовым нормам, Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР.

    10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой НКР приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.

    Используя сосредоточенное на своей территории оружие и боеприпасы 4-й армии вооруженных сил СССР, Азербайджан развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом. Были периоды, когда почти 60 процентов территории НК находилось под оккупацией, а столица Степанакерт и другие населенные пункты подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам.

    К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели освободить г.Шуши, “пробить” коридор в районе г.Лачин, воссоединивший территории НКР и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав многолетнюю блокаду НКР.

    В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия оккупировала весь Шаумянский, большую часть Мардакертского, часть Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР.

    В августе 1992 года Конгресс США принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана и запрещающую администрации США на правительственном уровне оказывать экономическое содействие этому государству.

    С целью отражения агрессии Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и на основах жесткой дисциплины и единоначалия организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.

    Армии Обороны НКР удалось освободить большую часть ранее оккупированных Азербайджаном территорий НКР, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана, превращенных в огневые точки. Именно с созданием этой зоны безопасности была предотвращена возможность непосредственной угрозы мирному населению.

    5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.

    В 1992г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.

    В настоящее время НКР является де-факто независимым государством, которое имеет все необходимые органы государственной власти и управления. Национальное Собрание НКР, третьи выборы в которое прошли в июне 2000г., состоит из 33 депутатов. На основании принятого НС НКР Закона “О президенте Нагорно-Карабахской Республики” в августе 2002 года в НКР прошли уже третие всенародные выборы Президента.

    В августе 2004 года состоялись очередные выборы в местные органы власти, подтверждающие укоренение демократических форм управления государством. С целью обеспечения необратимости демократических преобразований в настоящее время началось реформирование судебной системы. Принят ряд основополагающих законов, регулирующих экономические отношения в обществе в условиях перехода к свободному рынку.


    ПАРЛАМЕНТ

    Согласно законодательству НКР Национальное Собрание является высшим законодательным и представительным органом республики. Законы, принимаемые Национальным Собранием, утверждаются Президентом.

    Полномочия Национального Собрания определяются Законом НКР “О Национальном Собрании НКР”. Национальное Собрание является однопалатным представительным органом. Национальное Собрание НКР осуществляет свою деятельность посредством сессий, постоянных и временных комиссий, а также через своих депутатов.
    Члены Парламента избираются сроком на 5 лет. Выборы проводятся в 33 одномандатных избирательных округах вместо 81, как в 1991 году. Парламентские выборы были проведены в апреле 1995 года, а последние состоялись 19 июня 2005 года.
    Специальные заседания Национального Собрания могут созываться Президентом республики, Президиумом Национального Собрания НКР, Председателем Национального Собрания или одной третью от общего числа депутатов.

    Постоянные парламентские комиссии подготавливают и обсуждают законопроекты, акты и вопросы, находящиеся в компетенции Национального Собрания. Они также следят за их имплементацией.
    Председатель Национального Собрания избирается большинством голосов тайным голосованием.
    В декабре 1997 года Председателем Национального Собрания НКР был избран Олег Есаян. В июне 2000г. Олег Есаян был переизбран Председателем Национального Собрания НКР. В августе 2005 года Председателем Национального Собрания НКР был избран Ашот Гулян.

    Структура Национального Собрания:

    -Председатель Национального Собрания
    -Заместитель Председателя
    Постоянные комиссии:

    1. По внешним сношениям
    2. По вопросам производства и производственной инфраструктуры
    3. По вопросам социальной сферы
    4. По государственно-правовым вопросам
    5. По вопросам финансов, бюджета и экономического управления
    6. По обороне, безопасности и правопорядку


    ПРАВИТЕЛЬСТВО

    Правительство является органом исполнительной власти НКР.

    Его возглавляет премьер-министр.
    9 октября президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян подписал указ об утверждении структуры правительства НКР.

    Согласно указу, в структуру правительства включены:

    1. Министерство здравоохранения
    2. Министерство развития производственных инфраструктур и градостроительства
    3. Министерство иностранных дел
    4. Министерство сельского хозяйства
    5. Министр - руководитель аппарата правительства
    6. Министерство образования, культуры и спорта
    7. Министерство внутренних дел
    8. Министерство обороны
    9. Министерство социального обеспечения
    10. Министерство финансов и экономики
    11. Государственное управление национальной безопасности.
    12. Государственное управление юстиции.
    13. Государственное налоговое управление.

    Полномочия Правительства регламентируются Законом НКР "О Правительстве НКР". Премьер-министр назначается Президентом НКР. Президент также утверждает структуру и состав Правительства.

    Правительство ответственно перед Президентом и Национальным Собранием НКР.

    9 октября 2002 года Председателем Правительства НКР вновь назначен Анушаван Даниелян.


    ПРЕЗИДЕНТ

    Нагорный Карабах - президентская республика. Президент является главой государства. Президент НКР избирается народом прямыми выборами сроком на 5 лет.
    Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на 2 срока.

    Основная обязанность Президента – формирование и проведение внешней и оборонной политики, обеспечение нормального функционирования государственных институтов. Согласно действующему законодательству Президент НКР является главой исполнительной власти.

    Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав Правительства.

    Президентская форма правления была введена в НКР в декабре 1994 года. Действующим парламентом Президентом НКР был избран Роберт Кочарян. В результате состоявшихся в ноябре 1996 года всеобщих выборов Роберт Кочарян стал первым всенародно избранным Президентом республики.
    В связи с тем, что Роберт Кочарян дал согласие на предложение Президента Республики Армения занять пост премьер-министра Армении, 1 сентября 1997 года в НКР были проведены внеочередные выборы Президента, на которых победу одержал Аркадий Гукасян.

    По результатам выборов в НКР , состоявшихся 11 августа 2002г. Президентом Нагорно-Карабахской Республики вновь избран Аркадий Гукасян.

Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 май Армяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

24 апрель День памяти армянской катастрофы

23 апрель В ОЖИДАНИИ СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗМЕЗДИЯ

15 апрель Генрих Мхитарян: От Еревана до Манчестера. Дорогу осилит идущий!

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Карабах картинки Армения Кесаб Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Цицернакаберд Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Государственное устройство


Государственное устройство

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) – государство, образовавшееся в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) – национально-государственного образования в государственном устройстве СССР, и армянонаселенного Шаумянского района. Столица - город Степанакерт.
НКР была провозглашена 2 сентября 1991г. в соответствии с основополагающими нормами международного права. С этого дня власти республики последовательно проводят политику, направленную на поддержание мира и стабильности в регионе Кавказа.


Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, являлась Кура. Природно-климатические условия горного края обусловлены благоприятным географическим положением. В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) – древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязыких кавказских горских племен.

После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что, однако, до позднего средневековья не повлияло на этнические границы в регионе: правобережье Куры вместе с Арцахом (Карабахом) остается армянонаселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями – меликами, сумели сохранить фактический суверенитет, включая собственные дружины, княжеские дружины и т.п.Будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти.С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями,в том числе с императорами Петром I, Екатериной II и Павлом I.

В 1805 году территория исторического Арцаха, формально получившая название Карабахского ханства, вместе с обширными районами Восточного Закавказья “на веки вечные” перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским (1828г.) договорами между Россией и Персией.

Начался период мирной жизни, в целом продолжавшийся до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах в 1918-1920гг. превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.

Регулярные турецкие войска и азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, вызванной мировой войной и распадом Российской империи, в продолжение геноцида армян в Турции в 1915 году, в 1918–1920гг. уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку, Гяндже. И только в Нагорном Карабахе эти формирования натолкнулись на серьезное вооруженное сопротивление, организованное Национальным Советом НК, хотя Шуша – столица края, 23 марта 1920 года была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено.

Именно тогда международное сообщество сочло необходимым вмешаться в конфликт, приобретавший все более трагический характер. 1 декабря 1920 года на основе доклада своего третьего подкомитета Пятый Комитет Лиги Наций, реагируя на территориальные притязания Азербайджана и массовые антиармянские погромы, единогласно высказался против принятия Азербайджанской Демократической Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига Наций, до окончательного урегулирования конфликта, признала Нагорный Карабах спорной территорией, с чем согласились все вовлеченные в конфликт стороны, в том числе и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения в 1918-20гг. Азербайджанской Демократической Республики ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах (равно как и на Нахичеван).

Установление советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920г. Советского Азербайджана российские войска, до мирного разрешения вопроса, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.

Однако сразу после установления советской власти в Армении Ревком (революционный комитет – главный орган власти большевиков в то время) Азербайджана декларирует признание “спорных территорий” – Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана – неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.

На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на “спорные территории” и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Текст декрета правительства Армении был опубликован в прессе как в Армении, так и в Азербайджане (“Бакинский рабочий” (орган ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.). Таким образом, состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.

Акт цессии приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XII.1920г.), в Справке-ноте Генерального секретаря Лиги Наций членам – государствам Лиги Наций (4.III.1921г.) и в Годовом отчете Народного комиссариата (министерства) иностранных дел РСФСР за 1920–1921гг. высшему органу власти – XI съезду Советов.

Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия “мировой коммунистической революции”, в которой Турции отводилась роль “факела революции на Востоке”, меняет свое отношение к этнически ей родственному Азербайджану и к проблеме “спорных” территорий, в том числе к Нагорному Карабаху.

Руководство Азербайджана по указанию из Москвы возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б), пренебрегая решением Лиги Наций и отвергая плебисцит как демократический механизм установления границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки состоявшемуся акту цессии, с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием сформирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской ССР.

Азербайджан всячески оттягивал выполнение требования о предоставлении автономии Нагорному Карабаху. Но после двухлетней вооруженной борьбы карабахцев и по настоянию РКП(б) в 1923г. незначительной части был предоставлен статус автономной области – одной из конституционных форм национально-государственного образования в государственном устройстве СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо, с далеким прицелом, был раздроблен – на одной части сформировали автономию, а остальную растворили в административных районах советского Азербайджана, причем таким образом, чтобы ликвидировать физическую и географическую связь между армянской автономией и Арменией.
Таким образом, значительная часть территории, признанная Лигой Наций как спорная, была прямо аннексирована, и за пределами автономии осталась большая часть Нагорного Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат (Дашкесан), Лачин, Шамхор и др.). Тем самым, карабахская проблема была не решена, а заморожена почти на 70 лет, хотя и армянское большинство Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральной власти в Москве, требуя аннулировать антиконституционное и неправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. Даже в годы сталинских репрессий под угрозой высылки всего армянского народа со своей исторической родины (по примеру других репрессированных наций) не прекращалась борьба армян Нагорного Карабаха и Армении за выход края из состава Азербайджанской ССР.

1988г. стал поворотным в истории Нагорного Карабаха. Народ Арцаха поднял голос в защиту собственных прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни арцахцев; они, фактически, предопределили последующую судьбу всего армянского народа. 20 февраля 1988г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана – о выходе из его состава, Армении – о принятии в свой состав, СССР – об удовлетворении этой просьбы и опиралось на правовые нормы и прецеденты разрешения подобного рода споров в СССР.

Однако за каждым актом демократического волеизъявления и стремления перевести спор в цивилизованное русло следовали эскалация насилия, массовое и повсеместное попрание прав армянского населения, демографическая экспансия, экономическая блокада и др. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Была принята Декларация о независимости НКР. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем тогда законодательстве, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990г. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. В это же время (ноябрь 1991г.), вопреки всем правовым нормам, Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР.

10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой НКР приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.

Используя сосредоточенное на своей территории оружие и боеприпасы 4-й армии вооруженных сил СССР, Азербайджан развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом. Были периоды, когда почти 60 процентов территории НК находилось под оккупацией, а столица Степанакерт и другие населенные пункты подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам.

К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели освободить г.Шуши, “пробить” коридор в районе г.Лачин, воссоединивший территории НКР и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав многолетнюю блокаду НКР.

В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия оккупировала весь Шаумянский, большую часть Мардакертского, часть Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР.

В августе 1992 года Конгресс США принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана и запрещающую администрации США на правительственном уровне оказывать экономическое содействие этому государству.

С целью отражения агрессии Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и на основах жесткой дисциплины и единоначалия организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.

Армии Обороны НКР удалось освободить большую часть ранее оккупированных Азербайджаном территорий НКР, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана, превращенных в огневые точки. Именно с созданием этой зоны безопасности была предотвращена возможность непосредственной угрозы мирному населению.

5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.

В 1992г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.

В настоящее время НКР является де-факто независимым государством, которое имеет все необходимые органы государственной власти и управления. Национальное Собрание НКР, третьи выборы в которое прошли в июне 2000г., состоит из 33 депутатов. На основании принятого НС НКР Закона “О президенте Нагорно-Карабахской Республики” в августе 2002 года в НКР прошли уже третие всенародные выборы Президента.

В августе 2004 года состоялись очередные выборы в местные органы власти, подтверждающие укоренение демократических форм управления государством. С целью обеспечения необратимости демократических преобразований в настоящее время началось реформирование судебной системы. Принят ряд основополагающих законов, регулирующих экономические отношения в обществе в условиях перехода к свободному рынку.


ПАРЛАМЕНТ

Согласно законодательству НКР Национальное Собрание является высшим законодательным и представительным органом республики. Законы, принимаемые Национальным Собранием, утверждаются Президентом.

Полномочия Национального Собрания определяются Законом НКР “О Национальном Собрании НКР”. Национальное Собрание является однопалатным представительным органом. Национальное Собрание НКР осуществляет свою деятельность посредством сессий, постоянных и временных комиссий, а также через своих депутатов.
Члены Парламента избираются сроком на 5 лет. Выборы проводятся в 33 одномандатных избирательных округах вместо 81, как в 1991 году. Парламентские выборы были проведены в апреле 1995 года, а последние состоялись 19 июня 2005 года.
Специальные заседания Национального Собрания могут созываться Президентом республики, Президиумом Национального Собрания НКР, Председателем Национального Собрания или одной третью от общего числа депутатов.

Постоянные парламентские комиссии подготавливают и обсуждают законопроекты, акты и вопросы, находящиеся в компетенции Национального Собрания. Они также следят за их имплементацией.
Председатель Национального Собрания избирается большинством голосов тайным голосованием.
В декабре 1997 года Председателем Национального Собрания НКР был избран Олег Есаян. В июне 2000г. Олег Есаян был переизбран Председателем Национального Собрания НКР. В августе 2005 года Председателем Национального Собрания НКР был избран Ашот Гулян.

Структура Национального Собрания:

-Председатель Национального Собрания
-Заместитель Председателя
Постоянные комиссии:

1. По внешним сношениям
2. По вопросам производства и производственной инфраструктуры
3. По вопросам социальной сферы
4. По государственно-правовым вопросам
5. По вопросам финансов, бюджета и экономического управления
6. По обороне, безопасности и правопорядку


ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство является органом исполнительной власти НКР.

Его возглавляет премьер-министр.
9 октября президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян подписал указ об утверждении структуры правительства НКР.

Согласно указу, в структуру правительства включены:

1. Министерство здравоохранения
2. Министерство развития производственных инфраструктур и градостроительства
3. Министерство иностранных дел
4. Министерство сельского хозяйства
5. Министр - руководитель аппарата правительства
6. Министерство образования, культуры и спорта
7. Министерство внутренних дел
8. Министерство обороны
9. Министерство социального обеспечения
10. Министерство финансов и экономики
11. Государственное управление национальной безопасности.
12. Государственное управление юстиции.
13. Государственное налоговое управление.

Полномочия Правительства регламентируются Законом НКР "О Правительстве НКР". Премьер-министр назначается Президентом НКР. Президент также утверждает структуру и состав Правительства.

Правительство ответственно перед Президентом и Национальным Собранием НКР.

9 октября 2002 года Председателем Правительства НКР вновь назначен Анушаван Даниелян.


ПРЕЗИДЕНТ

Нагорный Карабах - президентская республика. Президент является главой государства. Президент НКР избирается народом прямыми выборами сроком на 5 лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на 2 срока.

Основная обязанность Президента – формирование и проведение внешней и оборонной политики, обеспечение нормального функционирования государственных институтов. Согласно действующему законодательству Президент НКР является главой исполнительной власти.

Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав Правительства.

Президентская форма правления была введена в НКР в декабре 1994 года. Действующим парламентом Президентом НКР был избран Роберт Кочарян. В результате состоявшихся в ноябре 1996 года всеобщих выборов Роберт Кочарян стал первым всенародно избранным Президентом республики.
В связи с тем, что Роберт Кочарян дал согласие на предложение Президента Республики Армения занять пост премьер-министра Армении, 1 сентября 1997 года в НКР были проведены внеочередные выборы Президента, на которых победу одержал Аркадий Гукасян.

По результатам выборов в НКР , состоявшихся 11 августа 2002г. Президентом Нагорно-Карабахской Республики вновь избран Аркадий Гукасян.