Публикуем путевые записи команды российского National Geographic и фотографии, сделанные в третий день экспедиции беззеркальной камерой Samsung NX300.
Выглянув утром из окна отеля, стоящего в высокогорном Джермуке, мы обнаружили, что с погодой не повезло. Все вокруг покрывало что-то вроде густого мацони, армянского кисломолочного напитка, который подавали вчера на ужин. Кое-где торчали еле различимые фрагменты домов и скал. Мы сели в машину и сквозь туман поехали смотреть выдолбленную в горе пещеру, где люди жили еще в 1970-х годах. Через границу, в турецкой Каппадокии, есть похожие пещеры, целые города, созданные в скалах. Внутри армянской пещеры, размером с однокомнатную квартиру, было сыро, холодно и пусто: сразу захотелось ее как-то обставить - поставить телевизор, стиральную машину или заказать кухонный гарнитур. Выбравшись наружу в поисках хороших видов, мы забрались чуть выше на скалу: прыгая по каменным уступам, особенно ценишь компактность нашей Samsung NX300 - камеры, которая при всех качествах зеркального фотоаппарата отличается легкостью и миниатюрными размерами. Далее мы снова садимся в машину и отправляемся дальше – к старту Татевской канатной дороги, собираясь из кабинки любоваться видами Воротанского ущелья. Но, оказавшись у старта, понимаем, что смотреть не на что: ущелье скрывает плотный слой белоснежного тумана, натянутые канаты уходят в никуда.
Поэтому до монастыря Татев мы доезжаем на машине – в хорошую погоду сюда хорошо добираться как раз на канатной дороге. Заходим в Церковь Св. Погоса и Петроса, возвышающуюся на вершине скалы, – здание построено в 906 году, разрушено во время землетрясения в начале XX века и восстановлено лишь недавно. Во дворе мы видим странное сооружение – столб, стоящий крайне неустойчиво: кажется, он вот-вот рухнет. Оказалось, что такое впечатление не случайно: «Гавазан» — качающаяся колонна, установленная тут в 904 году, реагирует на сейсмические колебания: когда-то столб предупреждал жителей монастыря о землетрясениях или нашествии крупных отрядов врагов.
Едем дальше. По дороге замечаем дикие ирисы, растущие на крутом склоне: чтобы их заснять, приходится принимать самые причудливые положения – тут помогает 3,31-дюймовый Amoled дисплей на Samsung NX300 – он отклоняется вверх на 90º и вниз на 45º, что позволяет удобно фотографировать в любой позе. Пока едем к озеру Севан, с неба начинает сыпать снег с дождем. По сравнению с Ереваном, где самое настоящее лето, в этих местах, похоже, зима. Дорога петляет в горах, забираясь все выше, через несколько часов пути, среди горных гряд и мокрых холмов, перед нами вырастает здание древнего караван-сарая, стоящее на уступе: впервые его построили тут в 1332 году. Здесь останавливались на ночлег караваны, идущие по Великому шелковому пути.
Последняя точка маршрута сегодня – озеро Севан, лежащее на высоте почти две тысячи метров: в ресторане на берегу мы садимся поужинать, а потом отправляемся в отель. Завтра нас ждет обратный путь в Ереван.
Антон Зоркин, редактор National Geographic Traveler
Премьер-министр Армении Никол Пашинян поздравил соотечественников с новым годом в прямом эфире с площади Республики в