Нагорный Карабах покрыт малыми и большими реками, и мосты в жизни людей имели особое место. Они надёжно соединяли друг с другом противоположные стороны долин и ущелий, обычно наиболее сжатых природой местности.
Мост Махтеса Арана. с.Аветараноц. 1663г.
Также, здесь, в давние времена проходил «шёлковый путь»: Шуши – Гадрут – Иран и это была самый короткий путь.
Люди ехали по этим мостам на фаэтонах, лошадях, ослах, пешим ходом, везли товары на продажу, обратно везли купленные товары, ездили в гости, на свадьбы, похороны, воевали…
Мосты на своём веку перевидели столько всего, что, будь у них язык, много интересного они нам рассказали бы…
Мост Акнахбюра. 17в. с.Аветараноц.
Фактически, мы прошли малую часть этого «шёлкового пути» и было понятно, что те дороги, которыми мы сейчас пользуемся, их не было. Тогдашние дороги «подлаживались» под рельеф местности, всё было чётко налажено и очень много веков, дороги и эти мосты служили людям верой и правдой. Этим мостам было без разницы, кто прошёл по их «спинам», куда идёт, с какой целью, вернётся ли этот человек обратно или нет…
Вчера, мы с другом пошли в с.Аветараноц (Чанахчи) Аскеранского района, где, пользуясь картой и помощью местных жителей, мы нашли Мост Махтеса Арана, который был построен в 1663 году «в память паломника Арана».
Мост Тадеоса. 1840г. с.Карашен.
Далее, пользуясь картой и помощью сельчан Аветараноца, мы нашли Мост Акнахбюра, 17 века, построенный из необработанного камня на известковом растворе. Под мостом увидел шиповник, растущий во внутренней кладке моста, небольшой водопад и ярко жёлтые листья, плавающие на воде, в небольшой заводе…
На другой день, взяв в руки карту, мы с другом поехали в с.Карашен Аскеранского района, чтобы найти мост, который был указан на карте и при помощи сельчан мы его нашли довольно быстро. Это был двухпролётный Мост Тадеоса, 1840г. постройки, построенный старостой села Тадеосом Аракеляном. Кроме гладко отёсанных краеугольных камней арки, остальные части сложены из необработанного камня.
Родник в святом месте «Сарибек». с.Карашен.
Там я сделал не только снимки моста, но реки Кар-кар и святого места Сарибек, куда люди приносят жертвенных барашков и петушков, чтобы принести их в жертву, а мясо раздать между нуждающимися людьми. Выпили водички из родника. Увидел дерево, на котором было очень много ярких ленточек, завязанных на ветках дерева – всё-таки, этот обычай, думаю, пришёл к нам с языческих времён…
Мост Мази. 1825г. г.Степанакерт.
Выезжая из Карашена, мы случайно заметили на карте мост, о котором и не подозревали, хотя, очень часто ездим по нему – перед въездом в Степанакерт, на левом берегу реки Кар-кар находится Мост Мази, 1825 года постройки и мы поехали туда. Мост построен из необработанного камня на известковом растворе. Проезжая по этому мосту, водители не догадываются, что это исторический мост, т.к. поверхность его асфальтирована и такое ощущение, что он современный…
Мост в ущелье Унот. 1720г.
Выставляя и описывая эти мосты, я подумал, что было бы несправедливо обойти Мост Унота, 1720 г. постройки, в чудесном ущелье, как, кто-то, когда-то сказал про это ущелье – «ущелье покинтых сказок…» Кроме гладко отёсанных камней, несущей свод арки, остальные части построены из речного булыжника и известняка, на известковым растворе.
Текст и фото Альберта Восканяна
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/16165