HAYWEB.RU
» » О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как армянки
» » О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как армянки

    О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как армянки


    О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как  армянки

     

    В годы Геноцида многие армяне сумели спастись и сохранить армянскую идентичность благодаря беззаветной преданности своей работе миссионерок, прибывших  из разных стран.  Узнав о страданиях, выпавших на долю далекого армянского народа, они оставили свои дома и, преодолев тысячи километров, приехали и посвятили себя спасению армян. Арменпресс  представляет истории жизни пяти таких Женщин.

    Карен Еппе в годы гамидовских погромов и после этого способствовала выживанию и возрождению армянского народа. Родилась в Дании в 1876г.  В начале прошлого столетия она изучала медицину в Копенгагене, когда, услышав от действующей в Дании организации «Датские друзья армян» ужасные истории о преследованиях и резне армян в Османской империи,   решила поехать и помочь тем, кто сумел спастись от резни. В переписке с Еппе состояли    находящиеся в Урфе немецкий миссионер  Иоганнес Лепсиус  и  американский миссионер  Шатик. Уговорив родителей, она в 1903г. приехала в Урфу. 27-летней Карен доверили воспитание  300 армянских сирот. Она осталась в Урфе и стала очевидицей Геноцида армян. Армянский она выучила быстро. За короткое время Карен снискала любовь и уважение. В  народе ее называли «мисс Еппе майрик».

    В 1915г. она вновь оказалась в Урфе. Не щадя себя, она всеми силами помогала участникам героической обороны Урфы. В 1917г. она вернулась в Данию. Оправившись после тяжелой болезни, Карен Еппе стала выступать с лекциями и публикациями, в которых рассказывала о Геноциде армянского народа. С  1921г. она работала в международной организации Лига освобождения (или выкупа). В 1922г.  она стала полномочным представителем Лиги наций и спасла около 30000 армянских женщин и детей, в том числе более 2000 женщин из турецких гаремов. Ей  не раз приходилось идти на смелые и решительные шаги, ходить из одной деревни в другую.

    В 1921г. она перебиралась в Алеппо, чтобы опекать детей, спасшихся от Геноцида армян, и освободить женщин, находящихся в плену. Карен осталась здесь до конца жизни. Скончалась Карен Еппе в 1934г. Будучи по рождению протестанткой, большую часть своей жизни Карен Еппе прожила и умерла как  представительница апостольской церкви.  Согласно ее завещанию, панихида и похороны были совершены по чину ААЦ.

    В  национальной гимназии Алеппо, основанной Карен Еппе и  в 1947г.  названной в ее честь, образование получили тысячи армян.

    Эстонка Хедвиг Бюлль в годы Геноцида также  была рядом с армянским народом. Родилась  в 1887г. в небольшом эстонском городке Хаапсалу в обеспеченной семье. Хедвиг получила прекрасное образование.  Владела русским, французским, английским, немецким, а во время миссионерской деятельности в Киликии  овладела также турецким и армянским.  В  1909г.  в европейских газетах появились заметки о резне в Турции, в городах Адана и Мараш, а также прилегающих районах, где в течение нескольких апрельских дней было убито более 30 тысяч армян.  Эта  скупая информация о трагической судьбе христиан в далекой Османской империи всколыхнула душу юной миссионерки.        

    И в 1911г.  Хедвиг  отправилась  в Киликию, в город Мараш, чтобы начать работу в немецком приюте для сирот «Бетель». В 1915г. она стала свидетельницей развязанных младотурками  погромов и резни армян. В 1916-19гг. она выполняла свои миссионерские обязанности в  селе Гаруние (близ Мараша). В 1918г. Благодаря нечеловеческим усилиям ей удалось спасти от турецкого плена воспитанников сиротского приюта. В силу сложившейся политической ситуации в  Киликии,  в  1919г. Бюлль была вынуждена вернуться в Эстонию. Но ее разлука с любимым армянским народом была недолгой.

    В 1922г. начался второй этап армянофильской деятельности Хедвиг Бюлль. В составе основанной   в Страсбурге    миссионерской организации «Христианская миссия на  Востоке» (Action Chretienne en Orient) она вновь отправилась к армянам — на этот раз в место их высылки — в Алеппо. Бюлль  застала жуткую картину: отсутствие элементарных условий, эпидемии заразных болезней. Работы не было, люди не могли прокормить свои семьи. Они жили в бараках, построенных наспех из глины и досок, покрытых жестью и тряпками, где летом было очень жарко, а зимой невыносимо холодно. Эти жилища не было возможности ни обогревать, ни освещать. Все, в том числе дети, ходили в лохмотьях. В Алеппо по инициативе  Бюлль открылась больница, где работали  известные в Сирии армянские врачи. Для армян, живущих в «Армянском кэмпе», она  создала возможность  заняться оплачиваемой  работой – она открыла мастерские, где вязали шерстяные вещи, ткали ковры. Здесь работали около 500 женщин, чьи  вышивки ковры продавались в Европе.  

    Усилиями Хедвиг Бюлль более 250 алеппских учащихся стали получать стипендии. Любовь армян к Бюлль была безмерна.  Ее стали называть «Бюлль майрик».  Более 40 лет своей жизни она без остатка отдала армянскому народу. В 1951г., в возрасте 64 лет, так и не создав собственной семьи, Хедвиг Бюлль уехала из Алеппо и стала жить в Европе. Но связь с бывшими воспитанниками не прервалась – она продолжалась в виде активной переписки. В письме одному из них Бюлль написала: «… мое сердце – армянское …».

    В 1965г.  78-летняя Бюлль вновь приехала в Сирию и Ливан. В Бейруте и Алеппо она приняла участие в мероприятиях, посвященных 50-летию Геноцида армян.  Последние годы жизни Бюлль майрик провела в одном из домов для престарелых в Германии. Старческий маразм стер из ее  памяти все языки, какими она когда-то владела в совершенстве,  и общалась с персоналом  только на армянском. Бюлль майрик умерла 3 октября 1981г. в возрасте 94 лет.

    В 2003г. землю с ее могилы привезли в Армению, ее поместили в Мемориальной стене  памятника жертвам Геноцида армян.

    Среди миссионерок, стоявших рядом с армянским народом в страшные годы резни, была и норвежка Бодиль Катарине Бьорн.  Бодиль Катарина Бьорн родилась 27 января 1871 года в норвежском городе Крагьоро. В 1905 году от имени «Организации женщин-миссионерок» Бодиль в качестве сестры милосердия отправилась в Османскую Империю. Сначала она обосновалась в городе Мезре в провинции Харберд, а позже – в городе Муше. Во время своего пребывания в Османской Империи она сотрудничала с немецкими миссионерами Хюльфсбунда, помогая вдовам и сиротам. В 1915 году Бодиль становится очевидцем резни армян в Муше – на её глазах вместе с армянским духовенством, учителями, её помощниками мученически погибают и подопечные её сиротского приюта. В то время, как многие её коллеги оставались лишь наблюдателями, Бодиль Катарина Бьорн стала и свидетелем трагедии геноцида, и мессией, спасая жизни сотен обездоленных армянских женщин и детей. 

    Бодиль Бьорн задокументировала те страшные события, свидетелем которых она стала, в своём дневнике, а также на фотопленке. Её фотоальбом состоит из множества снимков с описаниями и комментариями, сделанными на оборотной стороне каждой фотографии. В 1917 году Бьорн увезла с собой в Норвегию усыновлённого ею двухлетнего армянского сироту, выжившего в геноциде. Фритьоф (урождённый Рафаэль) был назван ею в честь великого гуманиста Фритьофа Нансена, он стал её единственным сыном, так как Бьорн никогда не была замужем.

    Снова вернувшись на Ближний Восток, Бодиль продолжила помогать сиротам в Сирии, Ливане и Константинополе. В 1922 году, оставив семилетнего сына во французской школе Бейрута, Бьорн отправилась в Советскую Армянскую Республику, где основала в Александрополе сиротский приют «Луйсахпюр» («Источник света»). 33 сироты, о которых она там заботилась, звали её «Матушка Катарина». Но в 1924 году правительство Советской Армении закрыло это маленькое заведение, переведя сирот в приют «Амерком», тем самым вынудив Бьорн вернуться в Сирию, где она вплоть до 1935 года продолжала свою благородную деятельность, помогая выжившим армянским беженцам. Бодиль Бьорн скончалась в 1960 году в Норвегии.

    Датская миссионерка Мария Якобсен также посвятила свою жизнь святому делу спасения армян. Родилась в Сийме, небольшом городе в Дании, 6 ноября 1882 года.  Ещё в молодости, из статей, опубликованных в Датских СМИ, она узнала о резне армян устроенной Абдул-Гамидом (1894-1896) и страданиях армянского народа в Османской империи. В ноябре 1907 года молодая миссионерка прибыла в Харберд где она была назначена директором в небольшой больнице. За короткий период она овладевает армянским языком, для общения с местным населением. За короткое время она выучила армянский язык. В то же время она начала писать свой дневник, который позже стал ценным свидетельством очевидцев Геноцида армян. Мария Якобсен оставила свою первую запись в дневнике 7 сентября 1907 года - последняя запись датирована 6 августа 1919 года. Объемный дневник (более 600 страниц) в основном представляет свидетельства депортации и изгнания армян Харберда и сценами убийств, совершенных турками с 1915 по 1919гг. Долгое время она держала этот дневник в тайне, вывезла его из Османской империи под угрозой жизни. Дневник Марии Якобсен был переведен на армянский язык и после ее смерти был опубликована в Бейруте в 1979 году.

    В 1919 году, после Первой мировой войны, в течение нескольких месяцев Мария Якобсен собрала более 3600 армянских сирот, большинство из которых страдали от инфекционных заболеваний и были истощенны голодом. Заразившись от детей-сирот тифом, Мария Якобсен направлялась на лечение в Данию, но по дороге домой она получила приглашение посетить Соединенные Штаты. Она провела цикл публичных лекций в разных городах США о массовых убийствах и насилии, совершенных в отношении армянского народа в Османской империи. Собирала деньги для армянских сирот в течение всех 7 месяцев ее пребывания в Штатах. В 1920-1921 Мария Якобсен пыталась вернуться в Харберд, но турецкие власти не позволили ей въехать в Османскую империю. Она переехала в Бейрут и продолжила свою деятельность в Ливане.

    Гуманитарная деятельность Марии Якобсен удостоилась  заслуженной оценки  в Дании. В 1950 году она была награждена Золотой медалью Датского королевства. Более того, она стала первой женщиной в Дании,  получившей эту высокую государственную награду. В 1954 году Мария Якобсен получила Золотую медаль Почета правительства Ливана.

    Мария Якобсен умерла 6 апреля 1960 года, и по ее воле,  была похоронена во дворе детского дома  «Птичье гнездо» (Тhe Bird's Nest).  «Мама Якобсен» воспитала тысячи армянских сирот – как достойных представителей армянского народа. Многие из них  стали весьма успешными и уважаемыми людьми – священниками, врачами, учителями.

    Шведская миссионерка Альма Юханссон также посвятила часть своей жизни гуманитарной деятельности. Родилась в 1880г.  В  1901-1915гг. она работала в Западной Армении, в германских миссионерских учреждениях и сиротских приютах. Осенью 1915г. была вынуждена вернуться в Швецию.   Альма Юханссон, будучи активисткой шведского женского движения миссионеров, проработала среди армян турецкой Армении с 1901 года. В 1920-1922гг. в Константинополе  помогала спасшимся от резни армянским сиротам.  В 1923 году Юханссон переехала в  Салоники, где  основала фабрику для более чем 200  армянских женщин-беженок. Она  основала также  армянский детский сад и начальную школу в Харилаосе (Греция).

    В конце 1941г. после  фашистской оккупации Греции, когда благотворительная деятельность была уже невозможна, Юханссон вернулась в Швецию, но связи  с армянами не прервала. Армянским она владела прекрасно.

    Альма Юханссон стала очевидцем страшных преступлений против человечества. Она написала об этом в книгах «Изгнанный народ» (1930г.) и «Жизнь изгнанных» (1931г.).

     

    armenpress.am


    Похожие новости
  • В Тегеране открыт памятник жертвам Геноцида армян
  • Союз композиторов Армении реализует проект к 100-й годовщине Геноцида армян
  • Сегодня исполняется 99-я годовщина Геноцида армян в Османской империи
  • Фильм «Сироты Геноцида» получил премию «Телли»
  • День памяти геноцида армян

  • Комментарии
Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 июль Как приготовить Женгялов хац (видео рецепт)

28 май Армянская государственность: от Армении до Арцаха

03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян Kessab SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как армянки


О миссионерстве в годы Геноцида армян: иностранки, которые жили и умерли как  армянки

 

В годы Геноцида многие армяне сумели спастись и сохранить армянскую идентичность благодаря беззаветной преданности своей работе миссионерок, прибывших  из разных стран.  Узнав о страданиях, выпавших на долю далекого армянского народа, они оставили свои дома и, преодолев тысячи километров, приехали и посвятили себя спасению армян. Арменпресс  представляет истории жизни пяти таких Женщин.

Карен Еппе в годы гамидовских погромов и после этого способствовала выживанию и возрождению армянского народа. Родилась в Дании в 1876г.  В начале прошлого столетия она изучала медицину в Копенгагене, когда, услышав от действующей в Дании организации «Датские друзья армян» ужасные истории о преследованиях и резне армян в Османской империи,   решила поехать и помочь тем, кто сумел спастись от резни. В переписке с Еппе состояли    находящиеся в Урфе немецкий миссионер  Иоганнес Лепсиус  и  американский миссионер  Шатик. Уговорив родителей, она в 1903г. приехала в Урфу. 27-летней Карен доверили воспитание  300 армянских сирот. Она осталась в Урфе и стала очевидицей Геноцида армян. Армянский она выучила быстро. За короткое время Карен снискала любовь и уважение. В  народе ее называли «мисс Еппе майрик».

В 1915г. она вновь оказалась в Урфе. Не щадя себя, она всеми силами помогала участникам героической обороны Урфы. В 1917г. она вернулась в Данию. Оправившись после тяжелой болезни, Карен Еппе стала выступать с лекциями и публикациями, в которых рассказывала о Геноциде армянского народа. С  1921г. она работала в международной организации Лига освобождения (или выкупа). В 1922г.  она стала полномочным представителем Лиги наций и спасла около 30000 армянских женщин и детей, в том числе более 2000 женщин из турецких гаремов. Ей  не раз приходилось идти на смелые и решительные шаги, ходить из одной деревни в другую.

В 1921г. она перебиралась в Алеппо, чтобы опекать детей, спасшихся от Геноцида армян, и освободить женщин, находящихся в плену. Карен осталась здесь до конца жизни. Скончалась Карен Еппе в 1934г. Будучи по рождению протестанткой, большую часть своей жизни Карен Еппе прожила и умерла как  представительница апостольской церкви.  Согласно ее завещанию, панихида и похороны были совершены по чину ААЦ.

В  национальной гимназии Алеппо, основанной Карен Еппе и  в 1947г.  названной в ее честь, образование получили тысячи армян.

Эстонка Хедвиг Бюлль в годы Геноцида также  была рядом с армянским народом. Родилась  в 1887г. в небольшом эстонском городке Хаапсалу в обеспеченной семье. Хедвиг получила прекрасное образование.  Владела русским, французским, английским, немецким, а во время миссионерской деятельности в Киликии  овладела также турецким и армянским.  В  1909г.  в европейских газетах появились заметки о резне в Турции, в городах Адана и Мараш, а также прилегающих районах, где в течение нескольких апрельских дней было убито более 30 тысяч армян.  Эта  скупая информация о трагической судьбе христиан в далекой Османской империи всколыхнула душу юной миссионерки.        

И в 1911г.  Хедвиг  отправилась  в Киликию, в город Мараш, чтобы начать работу в немецком приюте для сирот «Бетель». В 1915г. она стала свидетельницей развязанных младотурками  погромов и резни армян. В 1916-19гг. она выполняла свои миссионерские обязанности в  селе Гаруние (близ Мараша). В 1918г. Благодаря нечеловеческим усилиям ей удалось спасти от турецкого плена воспитанников сиротского приюта. В силу сложившейся политической ситуации в  Киликии,  в  1919г. Бюлль была вынуждена вернуться в Эстонию. Но ее разлука с любимым армянским народом была недолгой.

В 1922г. начался второй этап армянофильской деятельности Хедвиг Бюлль. В составе основанной   в Страсбурге    миссионерской организации «Христианская миссия на  Востоке» (Action Chretienne en Orient) она вновь отправилась к армянам — на этот раз в место их высылки — в Алеппо. Бюлль  застала жуткую картину: отсутствие элементарных условий, эпидемии заразных болезней. Работы не было, люди не могли прокормить свои семьи. Они жили в бараках, построенных наспех из глины и досок, покрытых жестью и тряпками, где летом было очень жарко, а зимой невыносимо холодно. Эти жилища не было возможности ни обогревать, ни освещать. Все, в том числе дети, ходили в лохмотьях. В Алеппо по инициативе  Бюлль открылась больница, где работали  известные в Сирии армянские врачи. Для армян, живущих в «Армянском кэмпе», она  создала возможность  заняться оплачиваемой  работой – она открыла мастерские, где вязали шерстяные вещи, ткали ковры. Здесь работали около 500 женщин, чьи  вышивки ковры продавались в Европе.  

Усилиями Хедвиг Бюлль более 250 алеппских учащихся стали получать стипендии. Любовь армян к Бюлль была безмерна.  Ее стали называть «Бюлль майрик».  Более 40 лет своей жизни она без остатка отдала армянскому народу. В 1951г., в возрасте 64 лет, так и не создав собственной семьи, Хедвиг Бюлль уехала из Алеппо и стала жить в Европе. Но связь с бывшими воспитанниками не прервалась – она продолжалась в виде активной переписки. В письме одному из них Бюлль написала: «… мое сердце – армянское …».

В 1965г.  78-летняя Бюлль вновь приехала в Сирию и Ливан. В Бейруте и Алеппо она приняла участие в мероприятиях, посвященных 50-летию Геноцида армян.  Последние годы жизни Бюлль майрик провела в одном из домов для престарелых в Германии. Старческий маразм стер из ее  памяти все языки, какими она когда-то владела в совершенстве,  и общалась с персоналом  только на армянском. Бюлль майрик умерла 3 октября 1981г. в возрасте 94 лет.

В 2003г. землю с ее могилы привезли в Армению, ее поместили в Мемориальной стене  памятника жертвам Геноцида армян.

Среди миссионерок, стоявших рядом с армянским народом в страшные годы резни, была и норвежка Бодиль Катарине Бьорн.  Бодиль Катарина Бьорн родилась 27 января 1871 года в норвежском городе Крагьоро. В 1905 году от имени «Организации женщин-миссионерок» Бодиль в качестве сестры милосердия отправилась в Османскую Империю. Сначала она обосновалась в городе Мезре в провинции Харберд, а позже – в городе Муше. Во время своего пребывания в Османской Империи она сотрудничала с немецкими миссионерами Хюльфсбунда, помогая вдовам и сиротам. В 1915 году Бодиль становится очевидцем резни армян в Муше – на её глазах вместе с армянским духовенством, учителями, её помощниками мученически погибают и подопечные её сиротского приюта. В то время, как многие её коллеги оставались лишь наблюдателями, Бодиль Катарина Бьорн стала и свидетелем трагедии геноцида, и мессией, спасая жизни сотен обездоленных армянских женщин и детей. 

Бодиль Бьорн задокументировала те страшные события, свидетелем которых она стала, в своём дневнике, а также на фотопленке. Её фотоальбом состоит из множества снимков с описаниями и комментариями, сделанными на оборотной стороне каждой фотографии. В 1917 году Бьорн увезла с собой в Норвегию усыновлённого ею двухлетнего армянского сироту, выжившего в геноциде. Фритьоф (урождённый Рафаэль) был назван ею в честь великого гуманиста Фритьофа Нансена, он стал её единственным сыном, так как Бьорн никогда не была замужем.

Снова вернувшись на Ближний Восток, Бодиль продолжила помогать сиротам в Сирии, Ливане и Константинополе. В 1922 году, оставив семилетнего сына во французской школе Бейрута, Бьорн отправилась в Советскую Армянскую Республику, где основала в Александрополе сиротский приют «Луйсахпюр» («Источник света»). 33 сироты, о которых она там заботилась, звали её «Матушка Катарина». Но в 1924 году правительство Советской Армении закрыло это маленькое заведение, переведя сирот в приют «Амерком», тем самым вынудив Бьорн вернуться в Сирию, где она вплоть до 1935 года продолжала свою благородную деятельность, помогая выжившим армянским беженцам. Бодиль Бьорн скончалась в 1960 году в Норвегии.

Датская миссионерка Мария Якобсен также посвятила свою жизнь святому делу спасения армян. Родилась в Сийме, небольшом городе в Дании, 6 ноября 1882 года.  Ещё в молодости, из статей, опубликованных в Датских СМИ, она узнала о резне армян устроенной Абдул-Гамидом (1894-1896) и страданиях армянского народа в Османской империи. В ноябре 1907 года молодая миссионерка прибыла в Харберд где она была назначена директором в небольшой больнице. За короткий период она овладевает армянским языком, для общения с местным населением. За короткое время она выучила армянский язык. В то же время она начала писать свой дневник, который позже стал ценным свидетельством очевидцев Геноцида армян. Мария Якобсен оставила свою первую запись в дневнике 7 сентября 1907 года - последняя запись датирована 6 августа 1919 года. Объемный дневник (более 600 страниц) в основном представляет свидетельства депортации и изгнания армян Харберда и сценами убийств, совершенных турками с 1915 по 1919гг. Долгое время она держала этот дневник в тайне, вывезла его из Османской империи под угрозой жизни. Дневник Марии Якобсен был переведен на армянский язык и после ее смерти был опубликована в Бейруте в 1979 году.

В 1919 году, после Первой мировой войны, в течение нескольких месяцев Мария Якобсен собрала более 3600 армянских сирот, большинство из которых страдали от инфекционных заболеваний и были истощенны голодом. Заразившись от детей-сирот тифом, Мария Якобсен направлялась на лечение в Данию, но по дороге домой она получила приглашение посетить Соединенные Штаты. Она провела цикл публичных лекций в разных городах США о массовых убийствах и насилии, совершенных в отношении армянского народа в Османской империи. Собирала деньги для армянских сирот в течение всех 7 месяцев ее пребывания в Штатах. В 1920-1921 Мария Якобсен пыталась вернуться в Харберд, но турецкие власти не позволили ей въехать в Османскую империю. Она переехала в Бейрут и продолжила свою деятельность в Ливане.

Гуманитарная деятельность Марии Якобсен удостоилась  заслуженной оценки  в Дании. В 1950 году она была награждена Золотой медалью Датского королевства. Более того, она стала первой женщиной в Дании,  получившей эту высокую государственную награду. В 1954 году Мария Якобсен получила Золотую медаль Почета правительства Ливана.

Мария Якобсен умерла 6 апреля 1960 года, и по ее воле,  была похоронена во дворе детского дома  «Птичье гнездо» (Тhe Bird's Nest).  «Мама Якобсен» воспитала тысячи армянских сирот – как достойных представителей армянского народа. Многие из них  стали весьма успешными и уважаемыми людьми – священниками, врачами, учителями.

Шведская миссионерка Альма Юханссон также посвятила часть своей жизни гуманитарной деятельности. Родилась в 1880г.  В  1901-1915гг. она работала в Западной Армении, в германских миссионерских учреждениях и сиротских приютах. Осенью 1915г. была вынуждена вернуться в Швецию.   Альма Юханссон, будучи активисткой шведского женского движения миссионеров, проработала среди армян турецкой Армении с 1901 года. В 1920-1922гг. в Константинополе  помогала спасшимся от резни армянским сиротам.  В 1923 году Юханссон переехала в  Салоники, где  основала фабрику для более чем 200  армянских женщин-беженок. Она  основала также  армянский детский сад и начальную школу в Харилаосе (Греция).

В конце 1941г. после  фашистской оккупации Греции, когда благотворительная деятельность была уже невозможна, Юханссон вернулась в Швецию, но связи  с армянами не прервала. Армянским она владела прекрасно.

Альма Юханссон стала очевидцем страшных преступлений против человечества. Она написала об этом в книгах «Изгнанный народ» (1930г.) и «Жизнь изгнанных» (1931г.).

 

armenpress.am


Похожие новости
  • В Тегеране открыт памятник жертвам Геноцида армян
  • Союз композиторов Армении реализует проект к 100-й годовщине Геноцида армян
  • Сегодня исполняется 99-я годовщина Геноцида армян в Османской империи
  • Фильм «Сироты Геноцида» получил премию «Телли»
  • День памяти геноцида армян

  • Комментарии