HAYWEB.RU
» » Хачкары - каменные кресты
» » Хачкары - каменные кресты

    Хачкары - каменные кресты


    Разные народы в разные времена оставляли человечеству слова-символы, которые не поддаются переводу, но которые понятны и так, ибо представляют собой ту или иную неповторимую часть биографии данного народа и олицетворяют созданную ту или иную материальную или духовную ценность. От армянского народа цивилизованному миру осталось слово "хачкар". Оно заключает в себе чудесный мир искусства обработки камня, которое имело распространение в древние и средневековые времена по всей территории исторической Армении, а также во всех населенных человеком местах, где ступала нога армянина и вился дымок его очага.

    Происхождение и история хачкара изучены мало. Однако, благодаря и на основе археологических и библиографических материалов, сохранившихся резных крестов, можно представить точные контуры той эволюции, которую пережило искусство хачкара. Крест как украшение был традиционным ещё для памятников древнего мира многих народов. Конечно, его первоначальной формой был равнокрылый крест. Он превалировал во многих областях языческой культуры как украшение, олицетворяющее символ материальности мира в четырех субстанциях: воздухе, воде, земле и огне (солнце). Как украшение древних крест дошел до нас в обособленном облике креста с четырьмя равными крыльями в круглой оправе, которая, вероятно, символизировала образ земного шара. Подобные крестовые украшения найдены на камнях, особенно на капителях языческих храмов и различных мирских строений.

    В период раннего христианства, возможно, в силу предания о распятии Христа, крест получил своё широкое распространение уже как священная эмблема и стал символом идей новой эры.

    Армянские источники дают достоверные сведения о том. что проповедники и борцы за новую веру на местах разрушенных бывших языческих храмов, на площадях, на больших и малых дорогах устанавливали деревянные кресты в знак победы новой эры. Понятно, что деревянные кресты были недолговечны, и их авторы должны были подумать о более подходящем материале, который продлил бы их жизнь. Это должен был сделать камень - материал, который исстари имел широкое применение в Армении. Скульптура креста - она вначале была и в виде равнокрылого (вырезанного на гладкой поверхности и круглой рамке), и крылатого (подобие деревянного креста) - десятилетия и даже века (4-6 вв.) оставалась господствующим мотивом украшения в Армении. У крылатых крестов имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. А равнокрылый крест главным образом стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников в основномм на местах их первичного возведения в виде обелисков, стел, надгробных камней и виде деталей убранств церковных и мирских зданий. С течением времени  оформился новый облик креста -    вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более выгодном облике: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижние - длиннее верхнего. Этим обликом и была обусловлена пропорция каменной плиты -  узкая и длинная,  придававшая  общему  облику  памятника вполне благоприятный вид. Это  усиливалось  ещё   и  тем, что крылья  креста-скульптуры  стали украшаться барельефом, включая в себя новые детали из мотивов растительного мира геометрических фигур.

    Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых крашений, то, начиная с 5-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы украшений, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар который в армянской культуре и особенно в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в 8-9 вв., а в последующие времена пережил бурное и непрерывное развитие.

     

    Хачкары - каменные кресты

     

    Период царствования Багратидов (конец 9-го в. - первая половина 11-го в.) был ознаменован бурным подъемом политической, хозяйственной и культурной жизни Армении. Не случаен поэтому в этот период и примечательный расцвет искусства хачкара, блистательным подтверждением которому являются сохранившиеся почти во всех губерниях страны памятники. Именно в этот период окончательно оформляется архитектурный и скульптурный образ хачкара. его законченный и совершенный вид. Став уже каноничным, хачкар вступает в очередной этап своего развития.

    Наблюдая за ходом развития крестового памятника, уже обработанного в предшествовавших веках и в завершенной форме вступившего в век 12-й, можно представить его облик, считавшийся классическим и почти неизменным, а всё прочее, подвергавшееся изменениям зависело от места, времени, воли заказчика и, в особенности, от стиля и таланта мастера.

    Обычно хачкары воздвигались в святых местах, ставились на кладбищах, устанавливались на больших и малых дорогах, особенно, на развилках, порой на холмах и скалах, кроме тех случаев, когда хачкар украшал и знаменовал собой место. Особой святостью пользовался хачкар, заложенный в стену. Для этого в стене оставлялась соответствующая стилизованная ниша, в неё вставлялся и закреплялся хачкар, который становился не только самой великолепной деталью украшения, но и подчеркивал свою святость.

    На важных архитектурных сооружениях, особенно церковных, хачкар имел обычно свое место. Он устанавливался над порталами, на привлекающих внимание фасадах и вообще на всех церквах, носивших имя Св. Креста. И в этой сфере применения хачкар обладает всеми вариациями украшений, которые имеют хачкары вообще-то простой резьбы до самых великолепных узоров, от орнаментов из растительных мотивов и геометрических знаков до высокохудожественного изображения Распятия. Лучшие образы этих скульптурных украшений сохранились в Ахпате, Кечарисе, Санаине (колокольня 12-го века), в Гарни на парадном входе притвора, выдолбленного в скале (13-й век), в Егварде (на западном фасаде двухэтажной церкви Богородицы 1301 г.), в Гандзасаре (1216-1238 гг.).

    Лапидарная надпись на камне - своего рода визитная карточка хачкара. В ней указывается цель и обстоятельства возведения памятника, имена заказчика и мастера. Эти сведения воскрешают биографию памятника, которая часто переплетается с историей народа, с важнейшими событиями его политической, хозяйственной и культурной жизни и воспринимается как мемориальная летопись.

    Известный нам древнейший датированный хачкар находится в церкви св. Иакова близ села Колатак на берегу реки Хачен (Арцах). По его надписи Соломон, епископ Мец-Аранка, установил крест в году 853-м. Следующий датируемый хачкар. воздвигнутый великим князем Арцаха Григором Атрнерсехяном (в 881 г.) находится на восточном берегу Севана, в селе Мец-Мазра. Затем следуют хачкары, установленные по поводу больших и малых строительных дел, событий местного и великого значений.

     

    В конце 12-го в. и в начале 13-го в, хачкары были установлены в Арагацотне, Амберте и в других местах Армении по поводу сражений, которые дали Закарэ и Иванэ Закаряны. На одном из них мастер Петрос написал, что он сам своим оком видел эти победоносные освободительные битвы, благодаря которым: "... осветилась страна наша и просияли церкви армянские". А есть хачкары и без даты и надписи. Они благодаря скульптурным изображениям святых и особенно распятия Христа, стали священными и им приписывали мощь в исцелении болезней, спасении от злых чар, предупреждении бедствий.

    Период 11-13 го вв. в истории армянской культуры иначе называется Серебряным веком: в это время были созданы многочисленные замечательные творения материальной и духовной культуры. Наряду с другими областями культуры расцветало и искусство хачкара, где в чудесном единении блистали все наилучшие достижения армянских архитекторов и вообще мастеров каменных дел, миниатюристов - иллюстраторов и даже переписчиков.

    Для художественного облика хачкара Серебряного века наиболее характерным было могучее стремление его авторов довести его до совершенства. И каждое из лучших произведений само по себе уже было тем, что можно назвать верхом совершенства. Чем не совершенен хачкар сына Туте в Санаине, надгробный кружевной хачкар Хачатура Мастареци в Мастаре, хачкар варпетов Тимота и Мхитара в Гегардаванке, Сирун (Красивый) хачкар в Дсехе, хачкар "Распятие" в Марце, хачкары Павгоса в Гошаванке и Давидаванке. Момика - в Нораванке. И самое главное, в этих хачкарах нет повтора, ибо каждый из них своеобразен, неповторим. Ни один мастер не повторялся в другом, каждый старался создать свое собственное произведение в исчерпывающих выражениях своего художественного представления. Мастер, создающий хачкар, не только не заимствовал у других, но и не повторялся сам. Более того, на одном и том же хачкаре не повторялся ни один мотив убранства. Если рама, окантовывающая края скульптуры креста, состоит из нескольких десятков розеток, то каждая из них имеет только ей свойственные детали орнамента.

    Любая область искусства имеет свою высокую вершину безупречную и недосягаемую. В искусстве хачкара такая вершина - произведения варпета Павгоса (Погоса), к счастью, дошедшие до нас в нескольких своих лучших проявлениях, ставшие известными нам благодаря комплексам монастырей Дехдзнута, Гошаванка и Дадиванка.

    В чем неповторимость Павгоса, что так выделяет его из среды остальных собратьев по искусству? Ведь изящность и многообразие орнамента в сочетании с высоким вкусом его расположения характерны для многих хачкаров. Хачкары Павгоса наделены всеми этими достоинствами, но еще и отличаются многослойностью орнамента. В хачкарах он двухслойный: удивительно ажурный узор в виде фона уложен на всю поверхность памятника. На этом кружевном слое вырезан крест, стоящий на большой розетке, составленной из плетенных украшений по растительным мотивам.

    В Давидаванке это двухслойное чудо шагнуло дальше и стало трехслойным. На двух нижних слоях прибавилась надпись, выполненная прописным маштоцовским шрифтом.

    Момик - архитектор Сюникского монастыря Нораванк, вероятно, многих других церковных и мирских зданий, крупный миниатюрист и переписчик рукописей, несомненно был в курсе творений Павгоса. Хачкары с именем Момика. дошедшие до нас, стали известны благодаря монастырю Нораванк в Амагу. Один из его хачкаров сейчас находится в Эчмиадзине (1308 г.), другой - в притворе-усыпальнице этого монастыря. Оба несут на себе печать могучего таланта варпета.

    В позднем средневековье Армения находилась под тяжёлым игом пришлых и соседних поработителей, и прекратилось крупное строительство, но всё же традиция хачкара жила, в новых произведениях сохранились мастерство и дух прошлых мастеров.

    Лучшие хачкары этого периода находятся в Сюннке, Арцахе, в некоторых районах Араратской страны, особенно в Егварде и конечно. Старой Джуге. Известно много мастеров, чьи имена выгравированы на хачкарах. Среди них выделяются Меликсет Оформитель (16 в., Норатус). Вартан Оформитель (16 в., Ваёц-Дзор). знаменитый Кирам (16 в., от Егварда до Гегаркуника), Меликсет Оформитель (17 в., Гегаркуник) и многие другие. Знамениты хачкары Старой Джуги (на территории нынешней Нахичеванской АР). По свидетельству очевидцев, на кладбище этого армянского средневекового города было установлено несколько десятков тысяч хачкаров.

    Своеобразие хачкаров Старой Джуги выделяет их из среды себе подобных, превращает в самобытное творение высокой школы, которая прочно стояла на основах предшествовавшего ей национального искусства.

    Итак, хачкар есть порождение атмосферы раннехристианской културы. Он является наследником древней памятниковой скульптуры и ее логическим продолжателем. В течение многих веков развития он усовершенствовался и превратился в одну из великолепных  областей искусства прекрасного. Будучи исключительно армянским явлением, он ознаменовался бесподобными памятниками, значительно обогатившими сокровищницу мировой художественной культуры.

     

    Источник: HayWeb.ru 


    Похожие новости
  • Путешествие по весенней Армении: день четвертый
  • В Армении возведен громадный крест, собранный из 1712 малых крестов
  • В итальянской Павии открыли армянский хачкар
  • Генсек ООН спустя два месяца прокомментировал скандал с армянскими хачкарами на выставке в ЮНЕСКО
  • Чем Турция и Азербайджан смогли купить или напугать ЮНЕСКО?

  • Комментарии
Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 июль Как приготовить Женгялов хац (видео рецепт)

28 май Армянская государственность: от Армении до Арцаха

03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян Kessab SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Хачкары - каменные кресты


Разные народы в разные времена оставляли человечеству слова-символы, которые не поддаются переводу, но которые понятны и так, ибо представляют собой ту или иную неповторимую часть биографии данного народа и олицетворяют созданную ту или иную материальную или духовную ценность. От армянского народа цивилизованному миру осталось слово "хачкар". Оно заключает в себе чудесный мир искусства обработки камня, которое имело распространение в древние и средневековые времена по всей территории исторической Армении, а также во всех населенных человеком местах, где ступала нога армянина и вился дымок его очага.

Происхождение и история хачкара изучены мало. Однако, благодаря и на основе археологических и библиографических материалов, сохранившихся резных крестов, можно представить точные контуры той эволюции, которую пережило искусство хачкара. Крест как украшение был традиционным ещё для памятников древнего мира многих народов. Конечно, его первоначальной формой был равнокрылый крест. Он превалировал во многих областях языческой культуры как украшение, олицетворяющее символ материальности мира в четырех субстанциях: воздухе, воде, земле и огне (солнце). Как украшение древних крест дошел до нас в обособленном облике креста с четырьмя равными крыльями в круглой оправе, которая, вероятно, символизировала образ земного шара. Подобные крестовые украшения найдены на камнях, особенно на капителях языческих храмов и различных мирских строений.

В период раннего христианства, возможно, в силу предания о распятии Христа, крест получил своё широкое распространение уже как священная эмблема и стал символом идей новой эры.

Армянские источники дают достоверные сведения о том. что проповедники и борцы за новую веру на местах разрушенных бывших языческих храмов, на площадях, на больших и малых дорогах устанавливали деревянные кресты в знак победы новой эры. Понятно, что деревянные кресты были недолговечны, и их авторы должны были подумать о более подходящем материале, который продлил бы их жизнь. Это должен был сделать камень - материал, который исстари имел широкое применение в Армении. Скульптура креста - она вначале была и в виде равнокрылого (вырезанного на гладкой поверхности и круглой рамке), и крылатого (подобие деревянного креста) - десятилетия и даже века (4-6 вв.) оставалась господствующим мотивом украшения в Армении. У крылатых крестов имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. А равнокрылый крест главным образом стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников в основномм на местах их первичного возведения в виде обелисков, стел, надгробных камней и виде деталей убранств церковных и мирских зданий. С течением времени  оформился новый облик креста -    вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более выгодном облике: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижние - длиннее верхнего. Этим обликом и была обусловлена пропорция каменной плиты -  узкая и длинная,  придававшая  общему  облику  памятника вполне благоприятный вид. Это  усиливалось  ещё   и  тем, что крылья  креста-скульптуры  стали украшаться барельефом, включая в себя новые детали из мотивов растительного мира геометрических фигур.

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых крашений, то, начиная с 5-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы украшений, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар который в армянской культуре и особенно в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в 8-9 вв., а в последующие времена пережил бурное и непрерывное развитие.

 

Хачкары - каменные кресты

 

Период царствования Багратидов (конец 9-го в. - первая половина 11-го в.) был ознаменован бурным подъемом политической, хозяйственной и культурной жизни Армении. Не случаен поэтому в этот период и примечательный расцвет искусства хачкара, блистательным подтверждением которому являются сохранившиеся почти во всех губерниях страны памятники. Именно в этот период окончательно оформляется архитектурный и скульптурный образ хачкара. его законченный и совершенный вид. Став уже каноничным, хачкар вступает в очередной этап своего развития.

Наблюдая за ходом развития крестового памятника, уже обработанного в предшествовавших веках и в завершенной форме вступившего в век 12-й, можно представить его облик, считавшийся классическим и почти неизменным, а всё прочее, подвергавшееся изменениям зависело от места, времени, воли заказчика и, в особенности, от стиля и таланта мастера.

Обычно хачкары воздвигались в святых местах, ставились на кладбищах, устанавливались на больших и малых дорогах, особенно, на развилках, порой на холмах и скалах, кроме тех случаев, когда хачкар украшал и знаменовал собой место. Особой святостью пользовался хачкар, заложенный в стену. Для этого в стене оставлялась соответствующая стилизованная ниша, в неё вставлялся и закреплялся хачкар, который становился не только самой великолепной деталью украшения, но и подчеркивал свою святость.

На важных архитектурных сооружениях, особенно церковных, хачкар имел обычно свое место. Он устанавливался над порталами, на привлекающих внимание фасадах и вообще на всех церквах, носивших имя Св. Креста. И в этой сфере применения хачкар обладает всеми вариациями украшений, которые имеют хачкары вообще-то простой резьбы до самых великолепных узоров, от орнаментов из растительных мотивов и геометрических знаков до высокохудожественного изображения Распятия. Лучшие образы этих скульптурных украшений сохранились в Ахпате, Кечарисе, Санаине (колокольня 12-го века), в Гарни на парадном входе притвора, выдолбленного в скале (13-й век), в Егварде (на западном фасаде двухэтажной церкви Богородицы 1301 г.), в Гандзасаре (1216-1238 гг.).

Лапидарная надпись на камне - своего рода визитная карточка хачкара. В ней указывается цель и обстоятельства возведения памятника, имена заказчика и мастера. Эти сведения воскрешают биографию памятника, которая часто переплетается с историей народа, с важнейшими событиями его политической, хозяйственной и культурной жизни и воспринимается как мемориальная летопись.

Известный нам древнейший датированный хачкар находится в церкви св. Иакова близ села Колатак на берегу реки Хачен (Арцах). По его надписи Соломон, епископ Мец-Аранка, установил крест в году 853-м. Следующий датируемый хачкар. воздвигнутый великим князем Арцаха Григором Атрнерсехяном (в 881 г.) находится на восточном берегу Севана, в селе Мец-Мазра. Затем следуют хачкары, установленные по поводу больших и малых строительных дел, событий местного и великого значений.

 

В конце 12-го в. и в начале 13-го в, хачкары были установлены в Арагацотне, Амберте и в других местах Армении по поводу сражений, которые дали Закарэ и Иванэ Закаряны. На одном из них мастер Петрос написал, что он сам своим оком видел эти победоносные освободительные битвы, благодаря которым: "... осветилась страна наша и просияли церкви армянские". А есть хачкары и без даты и надписи. Они благодаря скульптурным изображениям святых и особенно распятия Христа, стали священными и им приписывали мощь в исцелении болезней, спасении от злых чар, предупреждении бедствий.

Период 11-13 го вв. в истории армянской культуры иначе называется Серебряным веком: в это время были созданы многочисленные замечательные творения материальной и духовной культуры. Наряду с другими областями культуры расцветало и искусство хачкара, где в чудесном единении блистали все наилучшие достижения армянских архитекторов и вообще мастеров каменных дел, миниатюристов - иллюстраторов и даже переписчиков.

Для художественного облика хачкара Серебряного века наиболее характерным было могучее стремление его авторов довести его до совершенства. И каждое из лучших произведений само по себе уже было тем, что можно назвать верхом совершенства. Чем не совершенен хачкар сына Туте в Санаине, надгробный кружевной хачкар Хачатура Мастареци в Мастаре, хачкар варпетов Тимота и Мхитара в Гегардаванке, Сирун (Красивый) хачкар в Дсехе, хачкар "Распятие" в Марце, хачкары Павгоса в Гошаванке и Давидаванке. Момика - в Нораванке. И самое главное, в этих хачкарах нет повтора, ибо каждый из них своеобразен, неповторим. Ни один мастер не повторялся в другом, каждый старался создать свое собственное произведение в исчерпывающих выражениях своего художественного представления. Мастер, создающий хачкар, не только не заимствовал у других, но и не повторялся сам. Более того, на одном и том же хачкаре не повторялся ни один мотив убранства. Если рама, окантовывающая края скульптуры креста, состоит из нескольких десятков розеток, то каждая из них имеет только ей свойственные детали орнамента.

Любая область искусства имеет свою высокую вершину безупречную и недосягаемую. В искусстве хачкара такая вершина - произведения варпета Павгоса (Погоса), к счастью, дошедшие до нас в нескольких своих лучших проявлениях, ставшие известными нам благодаря комплексам монастырей Дехдзнута, Гошаванка и Дадиванка.

В чем неповторимость Павгоса, что так выделяет его из среды остальных собратьев по искусству? Ведь изящность и многообразие орнамента в сочетании с высоким вкусом его расположения характерны для многих хачкаров. Хачкары Павгоса наделены всеми этими достоинствами, но еще и отличаются многослойностью орнамента. В хачкарах он двухслойный: удивительно ажурный узор в виде фона уложен на всю поверхность памятника. На этом кружевном слое вырезан крест, стоящий на большой розетке, составленной из плетенных украшений по растительным мотивам.

В Давидаванке это двухслойное чудо шагнуло дальше и стало трехслойным. На двух нижних слоях прибавилась надпись, выполненная прописным маштоцовским шрифтом.

Момик - архитектор Сюникского монастыря Нораванк, вероятно, многих других церковных и мирских зданий, крупный миниатюрист и переписчик рукописей, несомненно был в курсе творений Павгоса. Хачкары с именем Момика. дошедшие до нас, стали известны благодаря монастырю Нораванк в Амагу. Один из его хачкаров сейчас находится в Эчмиадзине (1308 г.), другой - в притворе-усыпальнице этого монастыря. Оба несут на себе печать могучего таланта варпета.

В позднем средневековье Армения находилась под тяжёлым игом пришлых и соседних поработителей, и прекратилось крупное строительство, но всё же традиция хачкара жила, в новых произведениях сохранились мастерство и дух прошлых мастеров.

Лучшие хачкары этого периода находятся в Сюннке, Арцахе, в некоторых районах Араратской страны, особенно в Егварде и конечно. Старой Джуге. Известно много мастеров, чьи имена выгравированы на хачкарах. Среди них выделяются Меликсет Оформитель (16 в., Норатус). Вартан Оформитель (16 в., Ваёц-Дзор). знаменитый Кирам (16 в., от Егварда до Гегаркуника), Меликсет Оформитель (17 в., Гегаркуник) и многие другие. Знамениты хачкары Старой Джуги (на территории нынешней Нахичеванской АР). По свидетельству очевидцев, на кладбище этого армянского средневекового города было установлено несколько десятков тысяч хачкаров.

Своеобразие хачкаров Старой Джуги выделяет их из среды себе подобных, превращает в самобытное творение высокой школы, которая прочно стояла на основах предшествовавшего ей национального искусства.

Итак, хачкар есть порождение атмосферы раннехристианской културы. Он является наследником древней памятниковой скульптуры и ее логическим продолжателем. В течение многих веков развития он усовершенствовался и превратился в одну из великолепных  областей искусства прекрасного. Будучи исключительно армянским явлением, он ознаменовался бесподобными памятниками, значительно обогатившими сокровищницу мировой художественной культуры.

 

Источник: HayWeb.ru 


Похожие новости
  • Путешествие по весенней Армении: день четвертый
  • В Армении возведен громадный крест, собранный из 1712 малых крестов
  • В итальянской Павии открыли армянский хачкар
  • Генсек ООН спустя два месяца прокомментировал скандал с армянскими хачкарами на выставке в ЮНЕСКО
  • Чем Турция и Азербайджан смогли купить или напугать ЮНЕСКО?

  • Комментарии