Его звуки хотят слышать талантливые режиссеры в своих фильмах, для него пишут музыку известные композиторы, с ним играют замечательные музыканты. Подсказка: армянский национальный инструмент. Догадались? Правильно, дудук. При одном упоминании «души абрикосового дерева» в воображении каким-то чудесным образом вырисовывается фигура музыканта, который не просто играет на этом инструменте, а живет им. Подсказка: он исполнил саундтреки к фильмам «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Доктор Живаго», «Онегин», «Ворон». Да, это знаменитый мастер дудука Дживан Гаспарян.
К сожалению, на свой концерт 9 ноября в Сургуте музыкант приехать не смог по состоянию здоровья. В автокатастрофе дедушка Дживан повредил ногу, и теперь он проходит лечение в больнице в Ереване. Но, несмотря на серьезные обстоятельства, обещанный концерт все-таки состоялся — на нем играл внук маэстро (кстати, с таким же именем) Дживан Гаспарян-младший. Он и ансамбль музыкантов подарил зрителям шикарный концерт с чарующим армянским колоритом.
Выступление началось с трио. Затем присоединились гитарист (он же играл на таре), барабанщик и пианист. За время концерта прозвучали народные армянские композиции, классические произведения для дудука и даже русские народные песни. В общем, эта дудочка не так проста, как кажется на первый взгляд. Наверное, те, кто послушал его хоть раз вживую, уже никогда не смогут остаться равнодушным к этому инструменту.
Дживан Гаспарян-младший любезно поговорил с корреспондентом СИА-ПРЕСС о своей жизни в Лос-Анджелесе, поведал о том, как он довольно в зрелом для исполнителя возрасте пришел в мир музыки, и, конечно, рассказал о дедушке Дживане.
— Наверняка, дудук на котором вы играете, делал ваш дедушка? Знаю, что у него их большая коллекция и сам он играет на одном инструменте уже 40 лет.
— Да, конечно, дудук мне делал дедушка Дживан. Он учил играть меня с самого первого дня, когда мне было 15 лет — он мой учитель. Когда дедушка был в Америке и записывал саундтрек к фильму «Гладиатор», я был у него в гостях. Будучи в гостинице, попросил инструмент, чтобы поиграть. Он подумал, что уже поздно, что не нужно становится плохим музыкантом, а если играть, то обязательно нужно хорошо играть. В конце концов, я получил от него в подарок дудук и начал заниматься на нем. И только позже дедушка подарил мне уже хороший профессиональный дудук.
— Почему у вашего дедушки возникла необходимость делать дудук? Ведь можно просто его купить в магазине.
— Вообще каждый музыкант должен делать инструмент для себя сам. Так как дедушка сам делает инструмент из дикого абрикосового дерева, то и тональности внутри этого инструмента он создает сам.
— То есть дудук с таким звучанием, как у вас, нигде не встретить и не купить?
— Да. Можно, конечно, купить дудук, но такого звучания, которое мы хотим извлечь, на нем не добиться.
— Помимо игры, у вас есть что-то общее с дедушкой? Черты характера, например? Предпочтения в музыке? Какие-то общие взгляды на жизнь?
— С дедушкой мы похожи, у нас одинаковые музыкальные предпочтения: мы любим классическую и народную музыку, джаз, блюз. С ним я уже 14 лет выступаю вместе на гастролях по всему миру.
— Как думаете, национальный характер как-то отражается в исполнении на дудуке? Нет такой точки зрения, что только истинный армянин сможет хорошо сыграть на дудуке?
— Есть такое. Дудук — это армянский национальный инструмент, которому более 3000 лет, он отражает армянскую историю. Сейчас этот инструмент известен во всем мире.
— Как вы понимаете, хорошая эта музыка или плохая? Может быть, лично у вас есть какой-то критерий?
— Это зависит не от известности музыканта. Не хочу сказать плохое, но есть известные музыканты, которые из себя ничего и не представляют. Когда сотрудничаешь с другими музыкантами, очень важно, чтобы он был профессионален и умел созвучно играть с другими инструментами.
Наша музыка — очень серьезная музыка, которая всем нравится. Мы везде играем, и нам всегда аплодируют зрители, они любят нашу музыку.
— У нас в Сургуте был как-то концерт электронного органа. В его рамках было выступление на дудуке (играл Мушег Микаелян). Сочетание органа и дудука оказалось очень удачным и невероятно красивым. На ваш взгляд, с каким инструментом лучше всего сочетается дудук в исполнении?
— С классическими и народными инструментами. Например, с балалайкой (мы играли с национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова). Также дудук очень хорошо звучит с симфоническими оркестрами и в дуэте с акустической гитарой.
— За какое сочинение вы бы дали еще один «Золотой глобус» вашему дедушке? Что можете выделить из его произведений?
— Мне очень нравится его первый диск I Will Not Be Sad in This World (1990 год), который записывали в Лондоне. Запись он посвятил жертвам землетрясения в Армении. Послушав этот диск, я захотел играть на этом инструменте.
— Был такой момент, когда ваш дедушка в Америке имел успех и популярность, но в России про него мало кто знал. Как вы думаете, почему такая проблема существует? Почему хорошие российские музыканты востребованы больше за рубежом, чем у нас в стране?
— Это не так. В Америке очень большая эстрада. И в Армении, кстати, тоже. Но музыканты не могут пойти и сделать голливудские записи, потому что эти записи никто не будет слушать. В России ведь тоже есть много музыки к фильмам и ее не слушают у вас.
— Вы упомянули про саундтрек к «Гладиатору», который исполнил ваш дедушка. А к вам поступали предложения исполнить музыку к фильмам?
— Поступали. Я уже играл музыку к фильмам, но они не такие известные, как «Гладиатор», например.
— На какой музыке вы выросли?
— До 15 лет я слушал иностранную музыку — американскую и европейскую. Армянскую вообще не слушал, но знал про нее с детства — мой дед все-таки музыкант и у него были записи. Когда жил в Америке, то в 15 лет от скуки начал слушать его дудук и поэтому начал играть. После этого я купил армянские диски (классические и народные) и все время их слушал дома и в машине.
— А где вы сейчас живете?
— В Ереване.
— Не жалеете, что переехали?
— Нет, я так захотел. Я стал фармацевтом, начал играть, оставил все и переехал на родину дудука — Армению, в Ереван.
— Воспитание у вас было строгое?
— Да, родители меня очень хорошо воспитывали. Я очень благодарен им. Не хвалю себя, но люди говорят, что я хороший человек.
— Как-то отразилось на вашем характере, что вы долгое время жили в Америке?
— Нет. Но там я общался с гангстерами, наркоманами, и я не выбрал эту дорогу, мне это не надо, у них жизнь коротка. Зачем нужны эти наркотики? Я вышел из этого круга и начал заниматься музыкой.
— Расскажите про ваших родителей. Чем они занимаются?
— Мой папа великолепный кулинар, мама — преподает английский язык в Америке.
— О чем вы думаете или какие картины видите в воображении, когда играете?
— К разным произведениям у меня разные образы. Даже если брать какое-то одно произведение, то картинки постоянно меняются. Я играю с закрытыми глазами, потому что, когда видишь весь народ в зале, то начинаешь нервничать. Ты должен сам для себя играть хорошо, и тогда эта музыка понравится всем.
— За время музыкальной карьеры с кем уже удалось посотрудничать из известных исполнителей или певцов?
— Я играл с известной рок-группой System of a Down, также записал четыре диска с группой VIZA (очень интересный коллектив). Записывал треки с разными артистами, выступал на многих концертах, играл два раза на дне рождении Нельсона Манделы, сотрудничал с Дзуккеро, Майклом Бруком, Андреасом Фолленвайдером, а также с разными симфоническими оркестрами.
— С кем бы вы мечтали сыграть на одной сцене?
— Честно говоря, я не хочу мечтать об этом. Если нужно, чтобы я играл с этим человеком, тогда это случится, если нет — то нет. Я всю жизнь мечтал сыграть со своим дедом. И вот сейчас я всегда выступаю рядом с ним на концерте.
— Уже выпустили свой сольный диск?
— Да, он называется «ROOTS» и в декабре уже поступит в продажу. На нем записаны старинные армянские мелодии в сегодняшней обработке.
— Знаю, что ваш дедушка был намерен открыть благотворительную музыкальную школу для воспитанников детдомов. В прошлом году для этого выкупили землю. Строительство уже завершилось?
— Нет, сейчас идет стройка.
— Когда ждать открытия школы?
— Надеюсь, что скоро все будет готово, может быть через год-два.
— Ваш дедушка выделял японцев как хороших слушателей, а вы выделяете какой-нибудь народ? За время гастролей уже что-то хочется отметить?
— Вот сегодня хочется отметить (улыбается). До выступления я очень нервничал, потому что сегодня в первый раз взял целый концерт на себя.
Анна Рекке (СИА-ПРЕСС)