HAYWEB.RU
» Краткая История Армении (часть 2)
» Краткая История Армении (часть 2)

    Краткая История Армении (часть 2)


    Южнее Сирии, по западному побережью Средиземного моря, тянулись древние финикийские города Тир, Сидон, Берит (Бейрут), Арад и другие, которые в I в. до нашей эры все еще сохраняли свое значение в традиционной торговле между Востоком и Западом. Они являлись также крупными рынками работорговли". Немало городов было и в Равнинной Киликии: Таре, Солы, Мопсуестия, Аназарба, Адана и другие. Во главе стран, захваченных у Селевкидов, был поставлен один из приближенных Тиграна Багарат, его резиденцией стала Антиохия.

    Примыкавшие к южным границам Великой Армении Осроэна и Мигдония были самыми плодородными областями Северной Месопотамии. Возникшие при Тигране экономические и особенно культурные связи между этими странами и Арменией в дальнейшем все более укреплялись и сыграли заметную роль в истории армянского народа. Правителем месопотамских стран был поставлен Гурас, брат армянского царя, с резиденцией в Нисибине.

    К востоку от Мигдонии, по левому берегу Тигра, располагалась Кордуена, уже в это время наполовину армяноязычная

    В дальнейшем она составила часть исторической Армении. Ниже по течению Тигра была расположена Адиабена, охватывавшая большую часть исторической Ассирии, в частности, ее столицу Ниневию. На восток от этих стран, вплоть, до Каспийского моря простиралась обширная Мидия Атропатена с городами Ганзака и Фрааспий. По сравнению с западными областями державы Тиграна, восточные области существенно отставали в экономическом развитии.

    С завоеванных стран взималась дань, по-видимому, весьма тяжелая, если судить по накопленным Тиграном богатствам, роскоши его двора, размеру государственного строительства, величине военных расходов. Понятно, что тяжесть налогов и податей падала и на саму Армению. Покоренные страны обязаны были предоставлять Тиграну войско. Подобные обязательства имелись и у тех стран, которые, не входя в состав державы, находились в сфере ее влияния. Армия Тиграна, по описанию Плутарха, включала, помимо войска армян, силы атропатенских мидян, адиабенцев, гордиенцев, арабов, мардов, иберов, албан и других народностей.

    Положение различных завоеванных стран не было однотипным

    Так, например, если цари Атропатены и Кордуены остались на своих тронах, а первый из них даже стал зятем армянского царя, то Месопотамия и Сирия были обращены в административные единицы, управлявшиеся назначенными Тиграном сатрапами.

    Одним из важнейших мероприятий Тиграна было упорядочение торговли. Оно было важно не только для купцов, но также для землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, сбывавших свои изделия на рынках многих стран. Основные торговые пути с запада на восток, включая средиземноморские порты, откуда эти пути начинались, располагались на территории новосозданной державы.

    Некоторые арабские кочевые племена были поселены Тиграном вдоль торговых путей, в местах переправ, горных проходов и т. п., чтобы сделать эти пути безопасными, удобными, а также наладить сбор таможенных пошлин. Такие посты были созданы, например, в Зевгме, на переправе через Евфрат, в горном проходе Амана, соединявшем Киликию с Сирией и т. д. В деле упорядочения морской торговли Тигран, не располагавший собственным флотом, также опирался на другие народы, в частности, на прибрежное население Киликии.

    Хорошо понимая огромную роль городов, в особенности богатых и влиятельных сирийских городов, в системе державы, Тигран II проявлял к ним большое внимание. Ряд городов получил право чеканки монет и другие привилегии.

    Старая столица Армении Арташат осталась на севере, новая Антиохия находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до нашей эры на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник был основан город Тигранакерт новая столица державы.

    Тигран совершил ряд насильственных переселений из городов Киликии, Каппадокии и Месопотамии. Так, например, из Каппадокии было депортировано все население ее столицы Мазаки, из Киликии население эллинистических полисов Солы, Адана, Эпифания и ряда других. Конечно, эти громадные, порядка полумиллиона, массы людей не могли быть поселены в одном только Тигранакерте. В античных источниках Тигранакерт предстает как большой, великолепно отстроенный и богатый город, со стенами высотой в 25 метров, с царскими дворцами и загородными парками.

    Однако первый этап жизни этого города, до его разрушения римлянами, длился всего 10 - 15 лет, и в течение этого времени население его не могло бы достигнуть цифры, превышающей 100 тысяч. Остальные переселенцы размещались, стало быть, в других городах и местностях. Известно, в частности, что, помимо столичного города Тигранакерта, при Тигране появилось еще два города с таким же названием в области Утик и Арцах, и Тигранаван в Гохтне. Кроме того, пополнялось также население старых городов Арташата, Ервандашата, Зарехавана, Заришата и др., о чем можно судить по данным армянских источников.

    Чужеземное население армянских городов, если не считать евреев, чьи общины в этих городах сохранялись еще в IV в. н. э., скоро вступило на путь ассимиляции с армянами. Более устойчивым было привнесенное ими, а также проникавшее еще ранее через множество других каналов влияние эллинистической культуры. Особенно подвергались ему верхние слои общества, в частности, царский двор, что было не исключением, а правилом для своего времени, когда эллинистическая культура проникала во все переднеазиатские страны, адоптировалась верхними слоями их обществ. Путь для проникновения этой культуры прокладывал греческий язык, который стал к тому времени языком международных и торговых сношений.

    Конечно, несравненно более слабым было влияние эллинистической культуры на широкие массы народа, если не считать часть городского населения

    Этот первый этап царствования Тиграна Великого нашел свое отражение также в устном народном творчестве. Предание о нем дошло до нас на страницах "истории Армении" Мовсеса Хоренаци, причем последний по ошибке свил в одну две нити сведения о царе VI в. до нашей эры Тигране Ервандяне и сведения о Тигране II, приписав все первому из них. Тем не менее, в предании явственно проступает образ Тиграна II и ряд характерных черт и событий его эпохи.

    Ардавазд - 38 г. до н.э. - сын Тиграна, отличался лишь жестокостью и бездеятельностью. Попал в плен к Марку Антонию, отправлен в Александрию и там обезглавлен.

    Аршам - 33 г. до н.э. - брат Тиграна II, был избран на армянский престол. Через год его правления умирает персидский царь Аршез - союзник армян. Персидский трон перешел его малолетнему сыну Армавиру. В Персии тут же разгораются междоусобицы и как на сильного союзника на нее уже нельзя было рассчитывать. Это побудило Аршама заключить мир с Римом, по которому армянский царь должен был собирать для Октавиана Августа дань с Кесарии и Месопотамии. Посредником в передачи дани был назначен Ирод, который, пользуясь своими привилегиями потребовал у армянского царя множество работников для строительства. Под давлением Рима Аршаму пришлось выполнить эти условия.

    Абгар - 3 г. до н.э. - сын Аршама. В его правление Рим перестал довольствоваться данью с Кесарии и Месопотамии и потребовал дани с самой Армении. Абгар не мог противиться новым требованиям. В Армении была проведена перепись. В свою очередь Ирод, чувствуя поддержку Рима, потребовал, чтобы в армянских храмах выставлялся и его портрет, наряду с портретами римского императора и царя Армении. Это оскорбило народное самолюбие армян. В это время Ирод должен был вести войска в Персию. Изменив маршрут, он решил пройти через земли Абгара. Восстал весь армянский народ.

    Войско Абгара не позволило Ироду войти в армянские пределы. Вскоре после этого Ирод умер, но Рим оставался недоволен царем Армении. Понимая, что в любой момент Рим может напасть на Армению, Абгар решил подготовиться к обороне. Выбрав удобное место переправы через Евфрат, Абгар приказал начать строительство укрепленного города, названного им Эдессою. Абгар стал даже помышлять о выходе из-под власти Рима. Смерть персидского царя Аршавира, родственника Абгара, заставила армянского царя отложить свои планы и поспешить к персидскому двору, где уже разгорались споры между наследниками трона. Веское слово старшего родственника установило мир между детьми Аршавира.

    Имя Абгара вошло в армянскую историю и в связи с принятием им в 31 г. н.э. христианства. Будучи современником Иисуса Христа и страдая тяжелыми припадками, не поддающимися лечению лекарей, Абгар прослышал про чудеса Спасителя. По преданию он направил к нему близкого человека, Анана, с посланием к Христу и предложением посетить Армению. Анан при встрече с Иисусом из скромности не подал Христу письма, а передал его через апостолов Филиппа и Андрея. Спаситель не посетил Армении, но по свидетельству католикоса Иоанна VI, Абгар был удостоен ответа. Иисус писал, что исцеляет только вера, что, во исполнение воли Бога, он не может посетить Эдессу, но что пришлет к Абгару учеников своих, которые исцелят его недуги.

    Согласно обещанию Спасителя, апостол Фома отправил в Эдессу апостола Фаддея

    Фаддей исцелил Абгара простым наложением рук. Уверившись в силе и благодати Спасителя, Абгар и присутствовавшие при его исцелении подданные тут же приняли крещение. Учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе, языческие же храмы пустели и закрывались. Уверовав в Христа, Абгар стал призывать и римского императора Тиберия сделать то же. Он написал два письма Тиберию, в которых убеждал его в новой вере и требовал покарать Иудеев и Пилата за содеянное ими. Тиберий отвечал, что и сам слышал об Иисусе и верит в его божественность, но сложные вопросы веры решает только Сенат, хотя он, вероятно, разрешит по желанию “включать” Христа в пантеон богов тем, кто уверовал в него. Абгар писал подобные письма всем владетелям Малой Азии, своим родственникам в Персии. Это было незадолго до его смерти.

    Анане (Ананун) - 35 г. - сын Абгара, которому в управление перешла Эдесса и подвластные ей территории. Анане быстро отошел от христианских воззрений своего отца и стал жестоко преследовать христиан. Существует легенда, по которой христианин Аддей, шапошник по профессии, отказался изготовить для царя златотканную шапку. Анане приказал оруженосцу отрубить Аддею ноги по колено. Приказание было исполнено, Аддей умер на месте. Легенда гласит, что вскоре и сам Анане погиб, попав под упавшую колонну, которая перебила ему ноги по колено. Жители Эдессы усмотрели в этом перст Божий и заступничество Бога за верующих в Христа.

    Санатрук - 35 г. - племянник Абгара, которому в управление перешла остальная Армения, не включенная во владения Анане. После смерти Анане жители Эдессы обратились к Санатруку с просьбой взять на себя управление, единственным условием они ставили полную свободу христианского исповедания. Санатрук обещал исполнить эту просьбу, однако нарушил ее сразу же после воцарения. По его приказу были замучены апостолы Фаддей и Варфоломей и его собственная дочь - христианка Сандуха. Одновременно с христианами, Санатрук истребил и все мужское потомство Абгара. Санатрук погиб на охоте.

    Ерванд II - 65 г.- после смерти Санатрука в Армении началась смута. Власть захватил один из Аршакидов, Ерванд, управлявший Великой Арменией. Прежде всего он истребил всех детей Санатрука. Этой участи избежал лишь младенец Арташес, которого спас Смбат Багратуни, бежавший вместе с ребенком в Персию. Все попытки Ерванда заполучить мальчика в свои руки ни к чему не привели. Опасаясь за свой трон, он поспешил признать зависимость от Рима, уступив ему Месопотамию и заручившись, таким образом, его поддержкой.

    В его царствование были построены города Ервандашат, где он устроил свою резиденцию с подземными ходами ловушками, явно опасаясь измены; Багаран, в который царь специально перенес все храмы и курильни подальше от своей резиденции; Ервандокерт, на правом берегу Аракса. К этому времени возмужавший Арташес во главе персидского войска вторгся в пределы Армении. Ерванд запросил помощи у Рима. Понимая всю опасность Арташес подкупает главу копьеносцев Ерванда. В битве у озера Гегам, Ерванд, оставленный даже своими данниками иверийцами во главе с их царем Парсманом, вынужден был бежать с поля боя. Вскоре он был убит.

    Арташес II - 85 г.- воцарившись, щедро наградил всех своих сторонников и жестоко расправился с родственниками Ерванда. Вскоре он приступил к строительству г. Арташата. В его царствование, перейдя Кавказские горы, в Армению нахлынули полчища аланов. Встреченные сильным отпором, аланы бросились вспять и остановились, перейдя Куру. Сын аланского царя был взят в плен. Недолгие переговоры закончились миром и женитьбой Арташеса на дочери аланского царя Сатеник. Арташес усмирил и каспов, данников армянского царя.

    Воспользовавшись трудностями Рима, ведущего затяжную войну с Децебалом, повелителем даков, Арташес перестал платить дань императору. Но когда в Армению явился римский полководец Траян, Арташес благоразумно выплатил всю дань и спас Армению от разорения. Арташес не соблазнился выйти из под власти слабеющего Рима и во время смуты в Иудее, поднятой лже - мессией Бар - Кохебою. И когда в результате трехлетней борьбы Иудея была разорена и опустошена, а остатки народа искали спасения в дальних странах, Армения, живя в мире, процветала и богатела.

    Ардавазд II (127 г.), сын Арташеза II; Тиран I (130 г.), брат Ардавазда II; Тигран III (151 г.), сын Ардавазда II - продолжали миролюбивую политику Арташеса.

    Вагарш (193 г.) - сын Тиграна II. В его царствование хазары, поминаемые в русских былинах, нахлынули на Армению через врата Джора (Железные врата, Дербентское ущелье). Сначала они быстро были отброшены назад, но у Дербента они взяли верх. Вагарш был убит в сражении. При жизни Вагарш восстановил древний город Артемиз, под названием Вагаршаван. Сегодня на его месте находится город Ечмиадзин - религиозный центр всех армян.

    Хосров I Великий (213 г.), сын Вагарша. Исполняя свой священный долг мести за смерть отца, немедленно предпринял поход против хазар, проник в их земли, одержал блистательную победу и в честь нее поставил памятник с надписью на греческом языке. В это время в Персии произошел династический переворот: Арташир (Артаксеркс), сын простого война Сасана, получивший в удел город Персеполис, сверг с престола царя Артавана из династии Аршакидов. Это стало возможным благодаря внутренним распрям персидской династии. Родственные узы обязывали Хосрова прийти на помощь персидскому царю, но весть о его смерти и о том, что Арташир собрал огромное войско в свою поддержку, временно приостановила поход Хосрова. Он обратился в Рим за помощью.

    Но получил лишь грамоту, предписывающую оказывать всяческое содействие армянскому царю в войне с Персией

    Это письмо все же позволило Хосрову собрать огромную армию, усиленную союзниками и двинуться на Персию. Опытный Хосров быстро разбил войска Арташира, а самого его загнал в пределы Индии. Но там, где была бессильна воинская честь, свою коварную роль сыграло предательство. Анак, один из младших родов персидских Аршакидов, которые все нашли приют в Армении, продался Арташиру и , после двухлетнего выжидания удобного момента, предательски убил Хосрова на охоте (261 г.). Гнев армян уничтожил не только предателя, но и весь его род. Чудом был спасен только один младенец, и вывезен в Кесарию. Младенец этот, Григорий, впоследствии станет Григорием Просветителем.

    Смерть Хосрова открыла Арташиру свободный путь в Армению. Желая присоединить Армению и закрепить свои права на нее, Арташир приказывает уничтожить весь род Хосрова и его детей. Но нахарар Ардавазд Мандакуни успел спасти младшего сына Хосрова Трдата и тайно вывезти его в Рим к императорскому двору. За это Арташир уничтожил весь род Мандакуни. Армения долго сопротивлялась новому правителю, но силой меча была успокоена. Своим наместником в Армении Арташир оставил своего сына Шапуха. Тем временем сын Хосрова Трдат рос и воспитывался при дворе римского императора. Он получил блистательное военное и светское воспитание, а также симпатию и поддержку Рима.

    Трдат II - 286 г.- При поддержке Рима Трдат одержал победу над персами, полностью очистил от них страну и под радостное ликование армян воцарился в Армении. Политические дела требовали присутствия Трдата в Риме, куда он отправился вместе с Григорием Просветителем, а управление страной поручил Оту, воспитателю своей сестры Хосровдухт. Отсутствием Трдата воспользовался Шапух. Действуя посулами и подкупом, он привлек на свою сторону горские народы Кавказа, подбивая их напасть на Армению одновременно с разных сторон. Не без его участия был убит своим зятем Слуком временный правитель Армении От.

    Ничто не мешало захвату Армении. Но в это время неожиданно вернулся Трдат, быстро собрал армию и нанес сокрушительное поражение горцам. Историки свидетельствуют, что Трдат был огромного роста и обладал геркулесовой силой. В бою с горцами он одним ударом рассек пополам царя басилов и этим же ударом снес голову его коня. Это вызвало панику в рядах врага и они с позором бежали с поля боя. Затем Трдат вторгся в Персию, разбил Шапуха, загнав его вглубь страны, и отнял у него часть персидских владений.

    Огромное значение для всей последующей истории Армении имел факт принятия крещения царем Трдатом в 300 году. Вслед за царем крещение приняли большинство армянских нахараров. Крестителем Армении стал Григорий Просветитель, а официальной датой принятия христианства армянами, как государственной религии, считается 301 Это не означает, что новая религия была принята безоговорочно и в одночасье всеми армянами. Еще долгие годы среди знати и простых людей в некоторых областях Армении будут сильны языческие верования.

    Но и само Христианство, как новая духовно - политическая сила, только начинала свой путь

    И армяне были одним из немногих народов, которые стояли у истоков этого пути. Факт принятия христианства Арменией по - новому расставлял и политические акценты в пределах Малой Азии. Для того чтобы выжить, Армения вынуждена была постоянно балансировать между двумя более крупными силами: Персией и Римом. И политика армянских царей была в основном направлена на то, чтобы очередной перевес одной из них уравновешивать временным союзом с другой. Выбор же христианства государственной религией значительно перевесил чашу весов в пользу христианского Рима. Отношения резко обострились. Такая “перемена” политики устраивала далеко не всех армянских князей. Недовольство не замедлило сказаться.

    Хосров II Покр (Карлик) - 345 г. - сын Трдата, воцарился на трон лишь с помощью войск римского императора Констанция, сына Константина Великого. В Армении не прекращались смуты. Нахарары - язычники вступали в союз с персами, разоряли области нахараров - христиан. Хосров Покр же, будучи неспособным к государственным делам, весь отдался строительству новой столицы Армении - Двину. Нападение же горцев, снова спровоцированное Шапухом, мужественно отразили полководцы - патриоты во главе с Ваганом Аматуни.

    Диран II - 353 г. - сын Покра, воспользовавшись визитом Дирана в Константинополь, войска Шапуха вновь вторглись в Армению. Неспособный к войне Диран решил уладить дело золотом. Так он стал платить дань и Риму и Персии. Это не понравилось императору, и вскоре римские войска во главе с Юлианом (соправитель Констанция) появился в Армении, и усилив свои ряды армянскими войсками, направился в Персию.

    У Дирана он потребовал выставить в церквах по языческим обычаям свое изображение. Диран не посмел отказать. Портрет Юлиана на глазах у Дирана растоптал Иусик, за что Диран приказал создать с него кожу. Иусик причислен к лику святых. А в знак протеста, армянские войска, узнавшие об участи Иусика, покинули стан Юлиана. Юлиан погиб в бою. Шапух же обманом заманил Дирана, ослепил его, и только под давлением Рима Диран был освобожден, но лишен трона.

    Аршак II - 364 г. - сын Шапуха, поставленный вместо Дирана. Неумный правитель и очень жестокий человек, Аршак не снискал любви и уважения подданных. Жестокость Аршака заставили многих армян искать защиты у Шапуха. По их настоянию он приказал схватить Аршака и посадить в крепость Ануш. Не стерпев такого позора Аршак приказал заколоть себя.

    Пап - 382 г. - сын Аршака, после смерти отца в юном возрасте бежал к римскому императору Феодосию Великому. С римским войском Пап вернулся в Армению, чтобы занять трон. Но Шапух обещал армянский трон своему зятю Меружану, который поклялся искоренить христианство в Армении. Но победа осталась за Папом. Меружану армянские войны надели на голову раскаленный венец. Правление Папа было недолгим. Сначала он приказал отравить католикоса Нерсеса, пользующегося большим авторитетом среди армян, чтобы избавиться от его опеки. Затем решил избавиться и от опеки Рима. Попытка была неудачная. Пап был схвачен и отправлен к Феодосию, где и был казнен.

    Вараздат - 391 г. - из рода Аршакидов, ставленник Феодосия. Воцарившись в Армении стал искать союза с Персией, прося себе в жены одну из дочерей Шапуха. За это был арестован римлянами и сослан на далекий остров.

    Аршак III - 392 г. - старший сын Папа, который вместе со своим братом Вагаршаком, умершим вскоре, был поставлен Феодосием править Арменией. Но вскоре и Феодосий умер, разделив свою империю между сыновьями: Гонорию перешла западная часть империи и собственно Рим, а Аркадию - Византия. Эти перемены сильно отразились на судьбе Армении. Пользуясь слабостью Аршака, император Аркадий подписал с Шапухом договор о разделе Армении между собой.

    Аршак лишь не пожелал остаться в нехристианской части, принадлежащей Персии и перебрался в ее греческую часть. Вместе с Аршаком туда же перебрались и все нахарары - христиане. Обеспокоенный этим, Шапух ставит царем своего удела христианина Хосрова III из рода Аршакидов. Это привлекло бежавших нахараров. Они стали возвращаться на свои земли. Аршак вскоре умер.

    Хосров III - 396 г. - после смерти Аршака произошло фактическое объединение разделенной Армении под властью Хосрова. Он стремился полностью отойти от Шапуха и перейти под власть Византии. Для этого он стал вести переговоры с императором Аркадием. Шапуха к переговорам не приглашали. Своеволие Хосрова не могло понравиться персам. Войска Шапуха вторглись в Армению, Хосров был арестован.

    Врамшапух - 400 – наученный горьким опытом, новый царь строго соблюдал условия договора с Персией и спокойно процарствовал 21 год. В его правление Месроп Маштоц , после длительной, кропотливой работы создал армянский алфавит. Обрадованный царь немедленно распорядился об открытии повсеместно в пределах персидской части Армении училищ и школ для обучения на армянском языке. На греческой же части Армении строго запрещались любые письмена, кроме греческих и сирийских. Кстати это и многие другие ущемления национальной гордости армян отвращали их от союза с греками. В этом смысле политика персов была более гибкой и мудрой.

    Шапух - 422 г. - сын персидского царя Язкерта. Жестокий и злобный по природе человек. Правил в Армении пять лет, а затем был убит заговорщиками в Персии, когда прибыл к умирающему отцу. Весть о смерти Шапуха вызвала восстание в Армении под предводительством Нерсеса Чичракаци. Не желая подвергать родину новым кровавым расправам католикос Армении Саак Великий увещеваниями успокоил восставших и отправил посольство в Персию для подписания мира.

    Арташир - 427 - сын персидского царя Врамшапуха, как и все персидские наместники принял крещение. Но своими нравами и распутной жизнью вызвал ненависть нахараров. Они подали жалобу персидскому царю Враму II. Он вызвал Арташира к себе, судил и лишил престола. Арташир был последним представителем Аршакидов в Армении.

    Период с 433 по 632 годы нашей эры - правление персидских наместников

    Армения переживала тяжелый период феодальной раздробленности. Ни разделение страны, ни внешние враги не могли прекратить междоусобиц и объединить армян. Восточная часть Армении, отошедшая к Персии стала управляться персидскими мазр - панами.

    Персидский царь Язкерт II направил в Армению мазр - пана Вех - Михр - Шахпура. Его задачей было искоренение христианства и распространение в Армении учения Зороастра (огнепоклонство). Христиане преследовались, подвергались гонениям, всяческим притеснениям. Многие нахарары, ушедшие на войну с гуннами по ту сторону Дербентских ворот, вернувшись, были поражены жестокостью персов. Это вызвало гнев и возмущение. Тайно собравшись в г. Арташате они поклялись в защите своей веры до последней капли крови. Об этом собрании стало известно Язкерту.

    Он потребовал к себе армянских нахараров Васака, Вартана Мамиконяна с его зятем, грузинским князем Вазденом и албанского царя Ваче. Страшными пытками и угрозами расправы над семьями Язкерт принудил их отречься от христианства. Затем отправил их во главе персидской армии на покорение Армении. Христианству грозила большая опасность. Вартан сумел бежать от персов. Покаявшись в отречении и получив прощение, он тут же возглавил восставших христиан. Успех во всем сопутствовал Вартану, он быстро очистил территорию страны от персов, помог освободить от них Албанию и закрыл основные силы персов в Адербаджане. Предательство Васака позволило врагу ворваться в Араратскую область и опустошить ее.

    В 451 г. армия Вартана Мамиконяна встретилась с персами у реки Дгмут. В жестоком бою полегло почти все армянское воинство, в том числе и сам Вартан. Уцелевшие нахарары бежали, ища убежище в других странах. Страшное запустение опустилось на страну. В течение 30 лет Армения затягивала свои раны. Но как только представилась возможность и удобный случай (неудачная война персов с гуннами), Ванн Мамиконян, племянник погибшего Вартана, вновь очистил Армению от персов.

    Но вскоре предательство грузинского царя Вахтанга заставило Ванна бежать и укрыться в горах Колхиды. Новый случай представился Ванну, когда, после гибели в бою с гуннами царя Персии, там начались беспорядки. Не имея сил для борьбы с Арменией, новый персидский царь Вагарш посчитал за благо подписать с Ванном мир и назначил его мазр - паном Армении.

    Борьба армян против персидского владычества не прекращалась

    Так, в царствование персидского царя Хосрова I (531 - 579 г.), восстание поднял Вартан Мамиконян. Он захватил и некоторое время удерживал под своей властью город Двин, но затем был вынужден бежать в Константинополь. Освободить Армению ему не удалось. Но и в самой Персии происходили значительные перемены. Сам Хосров I перед смертью принял христианство.

    А после его смерти Персию охватили смута и беспорядки, вызванные междоусобицами. Сын Хосрова был вынужден бежать из страны и искать спасения у византийского императора Маврикия, который потребовал передачи в свои владения большую часть персидской части Армении. К возвратившемуся Хосрову II , присоединились армянские нахарары и помогли ему восстановить свои права на престол.

    В благодарность Хосров назначил Смбата Багратуни мазр - паном Армении и разрешил постройку храма Св. Григория в г.Двине. Последний мазр - пан Армении был Варазтироц, также из рода Багратуни (625 г.).

    Важным событием этого периода было отделение армянской Церкви от греческой после Халкидонского собора, состоявшегося в 598 г.

    Период с 632 по 702 годы нашей эры - управление греческих куропалатов

    В то время, когда древние державы все больше и больше раздирались междоусобицами и внутренними беспорядками, в Малой Азии внезапно объявилась новая сила - арабы. Под ударами новых завоевателей пала Персия в 651 году. Надеясь найти покровительство и защиту у Константинополя, Варазтироц добровольно признал над собою власть греческого императора Гераклия, который присвоил ему звание куропалата. Но император не спешил вступаться за армян. А тем временем арабы практически опустошили Араратскую провинцию, в Двине истребили более 35 тысяч человек и вывели в Дамаск огромное количество пленных.

    После ухода арабов в Армению прибыл Константин под предлогом наведения порядка в стране после Арабского разорения. Фактически его мало беспокоила судьба собственно Армении, он стремился не выпустить ее из рук и вернуть для этого армянскую Церковь под греческое единоначалие. Гераклий развернул по всей стране религиозные преследования под предлогом искоренения ереси. Только волнения в Константинополе заставили императора вернуться в Грецию. Армения заметалась меж двух огней. Патриарх Нерсес для выборов нового правителя собрал нахараров.

    Был избран Газамасп Мамиконян, который был утвержден Гераклием в звании куропалата. В ответ на это арабы уничтожили более полутора тысяч армянских заложников. армяне были вынуждены избрать нового правителя Григория Мамиконяна, который находился в плену у халифа, и обратиться к арабам за новым утверждением. Новый правитель был немедленно выпущен и спокойно управлял Арменией двадцать четыре года. Он погиб в бою с хазарами. После его гибели и двухлетних смут власть перешла к Ашоту Багратуни (686 г.). Ашот признал себя данником халифов.

    Выбрав удобный момент, греки тут же отомстили армянам страшным опустошением. Заподозрив заговор за своей спиной, арабы разорили южные провинции, убили Ашота и дошли до озера Севан. После их ухода явился император Юстиниан с войском, разорил то, что осталось, и, назначив куропалатом Нерсеса Камсаракана, ушел восвояси.

    После ухода Юстиниана снова пришли арабы, разбили Нерсеса и присоединили Армению к Дамасскому халифату. Такое невыносимое положение заставило армян собрать последние силы и под предводительством Смбата Багратуни и при помощи греков поднять восстание и выбить арабов из страны. Решающее сражение произошло на берегах Куры, близ г. Вартанакерта. Армения вздохнула с облегчением. Тем не менее Смбат Багратуни был последним куропалатом Армении.

    Период с 702 по 1,021 годы нашей эры - остиканы дамасских халифов

    Усиливающие постоянно свое влияние арабы, становились все более грозной силой в Малой Азии. Армения, как игрушка, переходила из рук в руки и поочередно доставалась тому, кто в данный момент оказывался сильнее. В этот период сила была на стороне Арабского халифата. Управление Арменией было передано Арабским остиканам. Обираемые и притесняемые армяне не мирились со своим положением. Армения бурлила непрерывными восстаниями, постоянно усмиряемыми силой оружия. Восстания носили чаще местный характер, ибо на масштабные выступления у растерзанной Армении не хватало сил.

    Арабские остиканы действовали не только силой, но и коварством. Так, в 704 г., вновь назначенный остикан Кашем, привлекший на свою сторону многих армянских нахараров своим справедливым и уважительным отношением, собрал князей Армении на совещание в Нахичеване. Перед совещанием нахарары собрались в церкви для молитвы и получения благословения. Подстроив это специально, Кашем приказал закрыть тяжелые двери собора и подпалить его со всех сторон. Вероломное сожжение армянских князей на многие годы подорвало силы армян. Арабские остиканы постоянно практиковали казни и аресты армянских епископов, князей, богатых купцов, чье имущество им приглянулось. Это вызывало все новые и новые волнения.

    Смена династии в халифате и воцарение Абассидов привело к некоторому смягчению положения. Абул - Аббас, и его преемники, основавшие свою столицу в Багдаде, значительно большее время уделяли просвещению, наукам, искусству, ремеслам и земледелию, нежели войнам. Это отразилось и во всех подвластных им территориях. Лучшей переменой в Армении явилось то, что остиканом был назначен армянин Баграт Багратуни (835 г.), чей род значительно возвысился после гибели князей в Нахичеване. В его правление было поднято восстание. Баграт был схвачен и казнен в Багдаде. Армению залил кровью Абу - Саад.

    Но через год восставшие жители Тарона убили Абу-Саада (851г.), а его войско разбежалось

    Но уже в 854 году были опустошены и полностью обезлюдили не только Армения, но и Албания, Грузия. Жестокий Буга, родом турок, пробившийся из невольников в приближенные халифа благодаря своей храбрости и беспредельной преданности, ненавистник христиан, смерчем пронесся по Армении. Сборы дани так упали, что халиф был вынужден вновь передать ее управление армянским князьям.

    Тем не менее арабы все больше усиливали давление на армянскую знать с целью склонить ее к принятию мусульманства. Так, в плену был замучен Смбат Багратуни, которого прочили в остиканы Армении при условии перемены религии. Твердость духа Смбата поразила арабов. После его смерти они осыпали милостями его сына Ашота, дав ему титул князя - князей (859 г.), а затем признал Ашота царем Армении (885 г.).

    Царский сан Ашота I признал и византийский император Василий Македонянин. За время своего правления Ашот успел расширить свои северные границы, усмирив несколько горских племен, примирить враждующих нахараров, но особое внимание он уделял возрождению Армении, строительству городов, храмов, дорог, возрождению торговли. В его царствование Армения быстро затягивала свои раны, беженцы возвращались на свои земли.

    После смерти Ашота в Армении вновь разразилась междоусобная война между его сыном, царем Смбатом I, и братом Аббасом. Положение усугублялось и военным вмешательством адербейджанского остикана Авешина, стремящегося подчинить себе Армению, а затем его брат Юсуф, поклявшийся отомстить Смбату. В результате пятилетней войны Смбат был схвачен и казнен Юсуфом.

    Со смертью Смбата I, междоусобные войны еще больше усилились

    Сыну Смбата Ашоту II Железному (914 г.) досталась разоренная страна, а малочисленная дружина, с которой он носился по стране, наводя порядок, скорее напоминала банду разбойников. И тем не менее он очень скоро заставил считаться с собой. Он с легкостью выбил арабов из Тифлиса, столицы Грузии.

    Ашот Железный заключил очень выгодный договор с Константинополем, по которому Константин VII Багрянородный дал ему греческие войска и при их помощи нанес арабам ряд крупных поражений и очистил от них подвластные ему территории, наголову разбил Юсуфа (921 г.). Вынужденный считаться с Ашотом халиф передал ему титул Шахин-шаха. Ашот перенес свою столицу в г. Ани. Многое он сделал и для развития экономики страны, поощряя строительство и торговлю. Бездетному Ашоту наследовал его брат Аббас II (928 г.). В его царствование непродолжительная и успешная война с абхазцами еще надежней укрепила северные границы Армении. Большое внимание Аббас уделял строительству и возрождению городов (Карс) и соборов.

    Арабский халифат стали раздирать междоусобицы. Некогда огромное могущественное государство стало дробиться на отдельные эмираты, не желающие подчиняться центральной власти в Багдаде. Теперь арабы почти не беспокоили Армению. Страна восстанавливалась и хорошела год от года. Сын Аббаса, Ашот III Милосердный (Огормоц), продолжил внутреннюю политику отца. Он также сохранил титул шахин-шаха (царь царей), в подчинении у которого находились эмиры и шахи различных уделов, все еще подвластных Багдаду. Так, Ашот усмирил эмира Гамптуна, правителя Месопотамии, пытавшегося отделиться от халифата, и в назидание другим, казнил его.

    Ашот III оставил троих сыновей. Двое старших последовательно занимали трон отца, а третий Гурген стал родоначальником династии, основавшей отдельную область. Армянскую Албанию. Старший сын Ашота, Смбат II (977 г.) унаследовал любовь к градостроению. Свою столицу Ани он украсил великолепным дворцом и собором. Он строго следил за соблюдением мира как внутри страны (укротил своего дядю, царя Карского, привел в повиновение эмира Двинского), так и на ее границах (усмирил взбунтовавшихся абхазцев). Смбату II наследовал его брат, Какика I (989 г.).

    Он принимал деятельное участие в борьбе своего племянника Давида,царя Лорийского (Лори или Гори - столица Армянской Албании), против арабских эмиров, владевших уделами в Армении. Он также как и его предшественники активно занимался строительством, покровительствовал просвещению, земледелию, торговле. Сын Какики I, Ованес - Смбат (1020 г.), не обладал государственными способностями и в его правление центральная власть стала слабеть. Опять подняли головы недовольные нахарары. Страна грозила развалиться. Видя это, энергичный и умный, младший брат Ованеса, Ашот IV Храбрый (Кадч), нарушая право первородства, отделил от владений Ованеса южную Армению и воцарился там. Ссора же Ованеса со своим родственником и грузинским царем Георгием Багратуни, стоила ему нескольких крепостей.

Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

22 октябрь Левон Айрапетян. Запомним его любящим жизнь и свободу

15 октябрь Армянские "братья-мусульмане": живет ли дух армян вне христианства?

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия Владимир Путин геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Краткая История Армении (часть 2)


Южнее Сирии, по западному побережью Средиземного моря, тянулись древние финикийские города Тир, Сидон, Берит (Бейрут), Арад и другие, которые в I в. до нашей эры все еще сохраняли свое значение в традиционной торговле между Востоком и Западом. Они являлись также крупными рынками работорговли". Немало городов было и в Равнинной Киликии: Таре, Солы, Мопсуестия, Аназарба, Адана и другие. Во главе стран, захваченных у Селевкидов, был поставлен один из приближенных Тиграна Багарат, его резиденцией стала Антиохия.

Примыкавшие к южным границам Великой Армении Осроэна и Мигдония были самыми плодородными областями Северной Месопотамии. Возникшие при Тигране экономические и особенно культурные связи между этими странами и Арменией в дальнейшем все более укреплялись и сыграли заметную роль в истории армянского народа. Правителем месопотамских стран был поставлен Гурас, брат армянского царя, с резиденцией в Нисибине.

К востоку от Мигдонии, по левому берегу Тигра, располагалась Кордуена, уже в это время наполовину армяноязычная

В дальнейшем она составила часть исторической Армении. Ниже по течению Тигра была расположена Адиабена, охватывавшая большую часть исторической Ассирии, в частности, ее столицу Ниневию. На восток от этих стран, вплоть, до Каспийского моря простиралась обширная Мидия Атропатена с городами Ганзака и Фрааспий. По сравнению с западными областями державы Тиграна, восточные области существенно отставали в экономическом развитии.

С завоеванных стран взималась дань, по-видимому, весьма тяжелая, если судить по накопленным Тиграном богатствам, роскоши его двора, размеру государственного строительства, величине военных расходов. Понятно, что тяжесть налогов и податей падала и на саму Армению. Покоренные страны обязаны были предоставлять Тиграну войско. Подобные обязательства имелись и у тех стран, которые, не входя в состав державы, находились в сфере ее влияния. Армия Тиграна, по описанию Плутарха, включала, помимо войска армян, силы атропатенских мидян, адиабенцев, гордиенцев, арабов, мардов, иберов, албан и других народностей.

Положение различных завоеванных стран не было однотипным

Так, например, если цари Атропатены и Кордуены остались на своих тронах, а первый из них даже стал зятем армянского царя, то Месопотамия и Сирия были обращены в административные единицы, управлявшиеся назначенными Тиграном сатрапами.

Одним из важнейших мероприятий Тиграна было упорядочение торговли. Оно было важно не только для купцов, но также для землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, сбывавших свои изделия на рынках многих стран. Основные торговые пути с запада на восток, включая средиземноморские порты, откуда эти пути начинались, располагались на территории новосозданной державы.

Некоторые арабские кочевые племена были поселены Тиграном вдоль торговых путей, в местах переправ, горных проходов и т. п., чтобы сделать эти пути безопасными, удобными, а также наладить сбор таможенных пошлин. Такие посты были созданы, например, в Зевгме, на переправе через Евфрат, в горном проходе Амана, соединявшем Киликию с Сирией и т. д. В деле упорядочения морской торговли Тигран, не располагавший собственным флотом, также опирался на другие народы, в частности, на прибрежное население Киликии.

Хорошо понимая огромную роль городов, в особенности богатых и влиятельных сирийских городов, в системе державы, Тигран II проявлял к ним большое внимание. Ряд городов получил право чеканки монет и другие привилегии.

Старая столица Армении Арташат осталась на севере, новая Антиохия находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до нашей эры на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник был основан город Тигранакерт новая столица державы.

Тигран совершил ряд насильственных переселений из городов Киликии, Каппадокии и Месопотамии. Так, например, из Каппадокии было депортировано все население ее столицы Мазаки, из Киликии население эллинистических полисов Солы, Адана, Эпифания и ряда других. Конечно, эти громадные, порядка полумиллиона, массы людей не могли быть поселены в одном только Тигранакерте. В античных источниках Тигранакерт предстает как большой, великолепно отстроенный и богатый город, со стенами высотой в 25 метров, с царскими дворцами и загородными парками.

Однако первый этап жизни этого города, до его разрушения римлянами, длился всего 10 - 15 лет, и в течение этого времени население его не могло бы достигнуть цифры, превышающей 100 тысяч. Остальные переселенцы размещались, стало быть, в других городах и местностях. Известно, в частности, что, помимо столичного города Тигранакерта, при Тигране появилось еще два города с таким же названием в области Утик и Арцах, и Тигранаван в Гохтне. Кроме того, пополнялось также население старых городов Арташата, Ервандашата, Зарехавана, Заришата и др., о чем можно судить по данным армянских источников.

Чужеземное население армянских городов, если не считать евреев, чьи общины в этих городах сохранялись еще в IV в. н. э., скоро вступило на путь ассимиляции с армянами. Более устойчивым было привнесенное ими, а также проникавшее еще ранее через множество других каналов влияние эллинистической культуры. Особенно подвергались ему верхние слои общества, в частности, царский двор, что было не исключением, а правилом для своего времени, когда эллинистическая культура проникала во все переднеазиатские страны, адоптировалась верхними слоями их обществ. Путь для проникновения этой культуры прокладывал греческий язык, который стал к тому времени языком международных и торговых сношений.

Конечно, несравненно более слабым было влияние эллинистической культуры на широкие массы народа, если не считать часть городского населения

Этот первый этап царствования Тиграна Великого нашел свое отражение также в устном народном творчестве. Предание о нем дошло до нас на страницах "истории Армении" Мовсеса Хоренаци, причем последний по ошибке свил в одну две нити сведения о царе VI в. до нашей эры Тигране Ервандяне и сведения о Тигране II, приписав все первому из них. Тем не менее, в предании явственно проступает образ Тиграна II и ряд характерных черт и событий его эпохи.

Ардавазд - 38 г. до н.э. - сын Тиграна, отличался лишь жестокостью и бездеятельностью. Попал в плен к Марку Антонию, отправлен в Александрию и там обезглавлен.

Аршам - 33 г. до н.э. - брат Тиграна II, был избран на армянский престол. Через год его правления умирает персидский царь Аршез - союзник армян. Персидский трон перешел его малолетнему сыну Армавиру. В Персии тут же разгораются междоусобицы и как на сильного союзника на нее уже нельзя было рассчитывать. Это побудило Аршама заключить мир с Римом, по которому армянский царь должен был собирать для Октавиана Августа дань с Кесарии и Месопотамии. Посредником в передачи дани был назначен Ирод, который, пользуясь своими привилегиями потребовал у армянского царя множество работников для строительства. Под давлением Рима Аршаму пришлось выполнить эти условия.

Абгар - 3 г. до н.э. - сын Аршама. В его правление Рим перестал довольствоваться данью с Кесарии и Месопотамии и потребовал дани с самой Армении. Абгар не мог противиться новым требованиям. В Армении была проведена перепись. В свою очередь Ирод, чувствуя поддержку Рима, потребовал, чтобы в армянских храмах выставлялся и его портрет, наряду с портретами римского императора и царя Армении. Это оскорбило народное самолюбие армян. В это время Ирод должен был вести войска в Персию. Изменив маршрут, он решил пройти через земли Абгара. Восстал весь армянский народ.

Войско Абгара не позволило Ироду войти в армянские пределы. Вскоре после этого Ирод умер, но Рим оставался недоволен царем Армении. Понимая, что в любой момент Рим может напасть на Армению, Абгар решил подготовиться к обороне. Выбрав удобное место переправы через Евфрат, Абгар приказал начать строительство укрепленного города, названного им Эдессою. Абгар стал даже помышлять о выходе из-под власти Рима. Смерть персидского царя Аршавира, родственника Абгара, заставила армянского царя отложить свои планы и поспешить к персидскому двору, где уже разгорались споры между наследниками трона. Веское слово старшего родственника установило мир между детьми Аршавира.

Имя Абгара вошло в армянскую историю и в связи с принятием им в 31 г. н.э. христианства. Будучи современником Иисуса Христа и страдая тяжелыми припадками, не поддающимися лечению лекарей, Абгар прослышал про чудеса Спасителя. По преданию он направил к нему близкого человека, Анана, с посланием к Христу и предложением посетить Армению. Анан при встрече с Иисусом из скромности не подал Христу письма, а передал его через апостолов Филиппа и Андрея. Спаситель не посетил Армении, но по свидетельству католикоса Иоанна VI, Абгар был удостоен ответа. Иисус писал, что исцеляет только вера, что, во исполнение воли Бога, он не может посетить Эдессу, но что пришлет к Абгару учеников своих, которые исцелят его недуги.

Согласно обещанию Спасителя, апостол Фома отправил в Эдессу апостола Фаддея

Фаддей исцелил Абгара простым наложением рук. Уверившись в силе и благодати Спасителя, Абгар и присутствовавшие при его исцелении подданные тут же приняли крещение. Учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе, языческие же храмы пустели и закрывались. Уверовав в Христа, Абгар стал призывать и римского императора Тиберия сделать то же. Он написал два письма Тиберию, в которых убеждал его в новой вере и требовал покарать Иудеев и Пилата за содеянное ими. Тиберий отвечал, что и сам слышал об Иисусе и верит в его божественность, но сложные вопросы веры решает только Сенат, хотя он, вероятно, разрешит по желанию “включать” Христа в пантеон богов тем, кто уверовал в него. Абгар писал подобные письма всем владетелям Малой Азии, своим родственникам в Персии. Это было незадолго до его смерти.

Анане (Ананун) - 35 г. - сын Абгара, которому в управление перешла Эдесса и подвластные ей территории. Анане быстро отошел от христианских воззрений своего отца и стал жестоко преследовать христиан. Существует легенда, по которой христианин Аддей, шапошник по профессии, отказался изготовить для царя златотканную шапку. Анане приказал оруженосцу отрубить Аддею ноги по колено. Приказание было исполнено, Аддей умер на месте. Легенда гласит, что вскоре и сам Анане погиб, попав под упавшую колонну, которая перебила ему ноги по колено. Жители Эдессы усмотрели в этом перст Божий и заступничество Бога за верующих в Христа.

Санатрук - 35 г. - племянник Абгара, которому в управление перешла остальная Армения, не включенная во владения Анане. После смерти Анане жители Эдессы обратились к Санатруку с просьбой взять на себя управление, единственным условием они ставили полную свободу христианского исповедания. Санатрук обещал исполнить эту просьбу, однако нарушил ее сразу же после воцарения. По его приказу были замучены апостолы Фаддей и Варфоломей и его собственная дочь - христианка Сандуха. Одновременно с христианами, Санатрук истребил и все мужское потомство Абгара. Санатрук погиб на охоте.

Ерванд II - 65 г.- после смерти Санатрука в Армении началась смута. Власть захватил один из Аршакидов, Ерванд, управлявший Великой Арменией. Прежде всего он истребил всех детей Санатрука. Этой участи избежал лишь младенец Арташес, которого спас Смбат Багратуни, бежавший вместе с ребенком в Персию. Все попытки Ерванда заполучить мальчика в свои руки ни к чему не привели. Опасаясь за свой трон, он поспешил признать зависимость от Рима, уступив ему Месопотамию и заручившись, таким образом, его поддержкой.

В его царствование были построены города Ервандашат, где он устроил свою резиденцию с подземными ходами ловушками, явно опасаясь измены; Багаран, в который царь специально перенес все храмы и курильни подальше от своей резиденции; Ервандокерт, на правом берегу Аракса. К этому времени возмужавший Арташес во главе персидского войска вторгся в пределы Армении. Ерванд запросил помощи у Рима. Понимая всю опасность Арташес подкупает главу копьеносцев Ерванда. В битве у озера Гегам, Ерванд, оставленный даже своими данниками иверийцами во главе с их царем Парсманом, вынужден был бежать с поля боя. Вскоре он был убит.

Арташес II - 85 г.- воцарившись, щедро наградил всех своих сторонников и жестоко расправился с родственниками Ерванда. Вскоре он приступил к строительству г. Арташата. В его царствование, перейдя Кавказские горы, в Армению нахлынули полчища аланов. Встреченные сильным отпором, аланы бросились вспять и остановились, перейдя Куру. Сын аланского царя был взят в плен. Недолгие переговоры закончились миром и женитьбой Арташеса на дочери аланского царя Сатеник. Арташес усмирил и каспов, данников армянского царя.

Воспользовавшись трудностями Рима, ведущего затяжную войну с Децебалом, повелителем даков, Арташес перестал платить дань императору. Но когда в Армению явился римский полководец Траян, Арташес благоразумно выплатил всю дань и спас Армению от разорения. Арташес не соблазнился выйти из под власти слабеющего Рима и во время смуты в Иудее, поднятой лже - мессией Бар - Кохебою. И когда в результате трехлетней борьбы Иудея была разорена и опустошена, а остатки народа искали спасения в дальних странах, Армения, живя в мире, процветала и богатела.

Ардавазд II (127 г.), сын Арташеза II; Тиран I (130 г.), брат Ардавазда II; Тигран III (151 г.), сын Ардавазда II - продолжали миролюбивую политику Арташеса.

Вагарш (193 г.) - сын Тиграна II. В его царствование хазары, поминаемые в русских былинах, нахлынули на Армению через врата Джора (Железные врата, Дербентское ущелье). Сначала они быстро были отброшены назад, но у Дербента они взяли верх. Вагарш был убит в сражении. При жизни Вагарш восстановил древний город Артемиз, под названием Вагаршаван. Сегодня на его месте находится город Ечмиадзин - религиозный центр всех армян.

Хосров I Великий (213 г.), сын Вагарша. Исполняя свой священный долг мести за смерть отца, немедленно предпринял поход против хазар, проник в их земли, одержал блистательную победу и в честь нее поставил памятник с надписью на греческом языке. В это время в Персии произошел династический переворот: Арташир (Артаксеркс), сын простого война Сасана, получивший в удел город Персеполис, сверг с престола царя Артавана из династии Аршакидов. Это стало возможным благодаря внутренним распрям персидской династии. Родственные узы обязывали Хосрова прийти на помощь персидскому царю, но весть о его смерти и о том, что Арташир собрал огромное войско в свою поддержку, временно приостановила поход Хосрова. Он обратился в Рим за помощью.

Но получил лишь грамоту, предписывающую оказывать всяческое содействие армянскому царю в войне с Персией

Это письмо все же позволило Хосрову собрать огромную армию, усиленную союзниками и двинуться на Персию. Опытный Хосров быстро разбил войска Арташира, а самого его загнал в пределы Индии. Но там, где была бессильна воинская честь, свою коварную роль сыграло предательство. Анак, один из младших родов персидских Аршакидов, которые все нашли приют в Армении, продался Арташиру и , после двухлетнего выжидания удобного момента, предательски убил Хосрова на охоте (261 г.). Гнев армян уничтожил не только предателя, но и весь его род. Чудом был спасен только один младенец, и вывезен в Кесарию. Младенец этот, Григорий, впоследствии станет Григорием Просветителем.

Смерть Хосрова открыла Арташиру свободный путь в Армению. Желая присоединить Армению и закрепить свои права на нее, Арташир приказывает уничтожить весь род Хосрова и его детей. Но нахарар Ардавазд Мандакуни успел спасти младшего сына Хосрова Трдата и тайно вывезти его в Рим к императорскому двору. За это Арташир уничтожил весь род Мандакуни. Армения долго сопротивлялась новому правителю, но силой меча была успокоена. Своим наместником в Армении Арташир оставил своего сына Шапуха. Тем временем сын Хосрова Трдат рос и воспитывался при дворе римского императора. Он получил блистательное военное и светское воспитание, а также симпатию и поддержку Рима.

Трдат II - 286 г.- При поддержке Рима Трдат одержал победу над персами, полностью очистил от них страну и под радостное ликование армян воцарился в Армении. Политические дела требовали присутствия Трдата в Риме, куда он отправился вместе с Григорием Просветителем, а управление страной поручил Оту, воспитателю своей сестры Хосровдухт. Отсутствием Трдата воспользовался Шапух. Действуя посулами и подкупом, он привлек на свою сторону горские народы Кавказа, подбивая их напасть на Армению одновременно с разных сторон. Не без его участия был убит своим зятем Слуком временный правитель Армении От.

Ничто не мешало захвату Армении. Но в это время неожиданно вернулся Трдат, быстро собрал армию и нанес сокрушительное поражение горцам. Историки свидетельствуют, что Трдат был огромного роста и обладал геркулесовой силой. В бою с горцами он одним ударом рассек пополам царя басилов и этим же ударом снес голову его коня. Это вызвало панику в рядах врага и они с позором бежали с поля боя. Затем Трдат вторгся в Персию, разбил Шапуха, загнав его вглубь страны, и отнял у него часть персидских владений.

Огромное значение для всей последующей истории Армении имел факт принятия крещения царем Трдатом в 300 году. Вслед за царем крещение приняли большинство армянских нахараров. Крестителем Армении стал Григорий Просветитель, а официальной датой принятия христианства армянами, как государственной религии, считается 301 Это не означает, что новая религия была принята безоговорочно и в одночасье всеми армянами. Еще долгие годы среди знати и простых людей в некоторых областях Армении будут сильны языческие верования.

Но и само Христианство, как новая духовно - политическая сила, только начинала свой путь

И армяне были одним из немногих народов, которые стояли у истоков этого пути. Факт принятия христианства Арменией по - новому расставлял и политические акценты в пределах Малой Азии. Для того чтобы выжить, Армения вынуждена была постоянно балансировать между двумя более крупными силами: Персией и Римом. И политика армянских царей была в основном направлена на то, чтобы очередной перевес одной из них уравновешивать временным союзом с другой. Выбор же христианства государственной религией значительно перевесил чашу весов в пользу христианского Рима. Отношения резко обострились. Такая “перемена” политики устраивала далеко не всех армянских князей. Недовольство не замедлило сказаться.

Хосров II Покр (Карлик) - 345 г. - сын Трдата, воцарился на трон лишь с помощью войск римского императора Констанция, сына Константина Великого. В Армении не прекращались смуты. Нахарары - язычники вступали в союз с персами, разоряли области нахараров - христиан. Хосров Покр же, будучи неспособным к государственным делам, весь отдался строительству новой столицы Армении - Двину. Нападение же горцев, снова спровоцированное Шапухом, мужественно отразили полководцы - патриоты во главе с Ваганом Аматуни.

Диран II - 353 г. - сын Покра, воспользовавшись визитом Дирана в Константинополь, войска Шапуха вновь вторглись в Армению. Неспособный к войне Диран решил уладить дело золотом. Так он стал платить дань и Риму и Персии. Это не понравилось императору, и вскоре римские войска во главе с Юлианом (соправитель Констанция) появился в Армении, и усилив свои ряды армянскими войсками, направился в Персию.

У Дирана он потребовал выставить в церквах по языческим обычаям свое изображение. Диран не посмел отказать. Портрет Юлиана на глазах у Дирана растоптал Иусик, за что Диран приказал создать с него кожу. Иусик причислен к лику святых. А в знак протеста, армянские войска, узнавшие об участи Иусика, покинули стан Юлиана. Юлиан погиб в бою. Шапух же обманом заманил Дирана, ослепил его, и только под давлением Рима Диран был освобожден, но лишен трона.

Аршак II - 364 г. - сын Шапуха, поставленный вместо Дирана. Неумный правитель и очень жестокий человек, Аршак не снискал любви и уважения подданных. Жестокость Аршака заставили многих армян искать защиты у Шапуха. По их настоянию он приказал схватить Аршака и посадить в крепость Ануш. Не стерпев такого позора Аршак приказал заколоть себя.

Пап - 382 г. - сын Аршака, после смерти отца в юном возрасте бежал к римскому императору Феодосию Великому. С римским войском Пап вернулся в Армению, чтобы занять трон. Но Шапух обещал армянский трон своему зятю Меружану, который поклялся искоренить христианство в Армении. Но победа осталась за Папом. Меружану армянские войны надели на голову раскаленный венец. Правление Папа было недолгим. Сначала он приказал отравить католикоса Нерсеса, пользующегося большим авторитетом среди армян, чтобы избавиться от его опеки. Затем решил избавиться и от опеки Рима. Попытка была неудачная. Пап был схвачен и отправлен к Феодосию, где и был казнен.

Вараздат - 391 г. - из рода Аршакидов, ставленник Феодосия. Воцарившись в Армении стал искать союза с Персией, прося себе в жены одну из дочерей Шапуха. За это был арестован римлянами и сослан на далекий остров.

Аршак III - 392 г. - старший сын Папа, который вместе со своим братом Вагаршаком, умершим вскоре, был поставлен Феодосием править Арменией. Но вскоре и Феодосий умер, разделив свою империю между сыновьями: Гонорию перешла западная часть империи и собственно Рим, а Аркадию - Византия. Эти перемены сильно отразились на судьбе Армении. Пользуясь слабостью Аршака, император Аркадий подписал с Шапухом договор о разделе Армении между собой.

Аршак лишь не пожелал остаться в нехристианской части, принадлежащей Персии и перебрался в ее греческую часть. Вместе с Аршаком туда же перебрались и все нахарары - христиане. Обеспокоенный этим, Шапух ставит царем своего удела христианина Хосрова III из рода Аршакидов. Это привлекло бежавших нахараров. Они стали возвращаться на свои земли. Аршак вскоре умер.

Хосров III - 396 г. - после смерти Аршака произошло фактическое объединение разделенной Армении под властью Хосрова. Он стремился полностью отойти от Шапуха и перейти под власть Византии. Для этого он стал вести переговоры с императором Аркадием. Шапуха к переговорам не приглашали. Своеволие Хосрова не могло понравиться персам. Войска Шапуха вторглись в Армению, Хосров был арестован.

Врамшапух - 400 – наученный горьким опытом, новый царь строго соблюдал условия договора с Персией и спокойно процарствовал 21 год. В его правление Месроп Маштоц , после длительной, кропотливой работы создал армянский алфавит. Обрадованный царь немедленно распорядился об открытии повсеместно в пределах персидской части Армении училищ и школ для обучения на армянском языке. На греческой же части Армении строго запрещались любые письмена, кроме греческих и сирийских. Кстати это и многие другие ущемления национальной гордости армян отвращали их от союза с греками. В этом смысле политика персов была более гибкой и мудрой.

Шапух - 422 г. - сын персидского царя Язкерта. Жестокий и злобный по природе человек. Правил в Армении пять лет, а затем был убит заговорщиками в Персии, когда прибыл к умирающему отцу. Весть о смерти Шапуха вызвала восстание в Армении под предводительством Нерсеса Чичракаци. Не желая подвергать родину новым кровавым расправам католикос Армении Саак Великий увещеваниями успокоил восставших и отправил посольство в Персию для подписания мира.

Арташир - 427 - сын персидского царя Врамшапуха, как и все персидские наместники принял крещение. Но своими нравами и распутной жизнью вызвал ненависть нахараров. Они подали жалобу персидскому царю Враму II. Он вызвал Арташира к себе, судил и лишил престола. Арташир был последним представителем Аршакидов в Армении.

Период с 433 по 632 годы нашей эры - правление персидских наместников

Армения переживала тяжелый период феодальной раздробленности. Ни разделение страны, ни внешние враги не могли прекратить междоусобиц и объединить армян. Восточная часть Армении, отошедшая к Персии стала управляться персидскими мазр - панами.

Персидский царь Язкерт II направил в Армению мазр - пана Вех - Михр - Шахпура. Его задачей было искоренение христианства и распространение в Армении учения Зороастра (огнепоклонство). Христиане преследовались, подвергались гонениям, всяческим притеснениям. Многие нахарары, ушедшие на войну с гуннами по ту сторону Дербентских ворот, вернувшись, были поражены жестокостью персов. Это вызвало гнев и возмущение. Тайно собравшись в г. Арташате они поклялись в защите своей веры до последней капли крови. Об этом собрании стало известно Язкерту.

Он потребовал к себе армянских нахараров Васака, Вартана Мамиконяна с его зятем, грузинским князем Вазденом и албанского царя Ваче. Страшными пытками и угрозами расправы над семьями Язкерт принудил их отречься от христианства. Затем отправил их во главе персидской армии на покорение Армении. Христианству грозила большая опасность. Вартан сумел бежать от персов. Покаявшись в отречении и получив прощение, он тут же возглавил восставших христиан. Успех во всем сопутствовал Вартану, он быстро очистил территорию страны от персов, помог освободить от них Албанию и закрыл основные силы персов в Адербаджане. Предательство Васака позволило врагу ворваться в Араратскую область и опустошить ее.

В 451 г. армия Вартана Мамиконяна встретилась с персами у реки Дгмут. В жестоком бою полегло почти все армянское воинство, в том числе и сам Вартан. Уцелевшие нахарары бежали, ища убежище в других странах. Страшное запустение опустилось на страну. В течение 30 лет Армения затягивала свои раны. Но как только представилась возможность и удобный случай (неудачная война персов с гуннами), Ванн Мамиконян, племянник погибшего Вартана, вновь очистил Армению от персов.

Но вскоре предательство грузинского царя Вахтанга заставило Ванна бежать и укрыться в горах Колхиды. Новый случай представился Ванну, когда, после гибели в бою с гуннами царя Персии, там начались беспорядки. Не имея сил для борьбы с Арменией, новый персидский царь Вагарш посчитал за благо подписать с Ванном мир и назначил его мазр - паном Армении.

Борьба армян против персидского владычества не прекращалась

Так, в царствование персидского царя Хосрова I (531 - 579 г.), восстание поднял Вартан Мамиконян. Он захватил и некоторое время удерживал под своей властью город Двин, но затем был вынужден бежать в Константинополь. Освободить Армению ему не удалось. Но и в самой Персии происходили значительные перемены. Сам Хосров I перед смертью принял христианство.

А после его смерти Персию охватили смута и беспорядки, вызванные междоусобицами. Сын Хосрова был вынужден бежать из страны и искать спасения у византийского императора Маврикия, который потребовал передачи в свои владения большую часть персидской части Армении. К возвратившемуся Хосрову II , присоединились армянские нахарары и помогли ему восстановить свои права на престол.

В благодарность Хосров назначил Смбата Багратуни мазр - паном Армении и разрешил постройку храма Св. Григория в г.Двине. Последний мазр - пан Армении был Варазтироц, также из рода Багратуни (625 г.).

Важным событием этого периода было отделение армянской Церкви от греческой после Халкидонского собора, состоявшегося в 598 г.

Период с 632 по 702 годы нашей эры - управление греческих куропалатов

В то время, когда древние державы все больше и больше раздирались междоусобицами и внутренними беспорядками, в Малой Азии внезапно объявилась новая сила - арабы. Под ударами новых завоевателей пала Персия в 651 году. Надеясь найти покровительство и защиту у Константинополя, Варазтироц добровольно признал над собою власть греческого императора Гераклия, который присвоил ему звание куропалата. Но император не спешил вступаться за армян. А тем временем арабы практически опустошили Араратскую провинцию, в Двине истребили более 35 тысяч человек и вывели в Дамаск огромное количество пленных.

После ухода арабов в Армению прибыл Константин под предлогом наведения порядка в стране после Арабского разорения. Фактически его мало беспокоила судьба собственно Армении, он стремился не выпустить ее из рук и вернуть для этого армянскую Церковь под греческое единоначалие. Гераклий развернул по всей стране религиозные преследования под предлогом искоренения ереси. Только волнения в Константинополе заставили императора вернуться в Грецию. Армения заметалась меж двух огней. Патриарх Нерсес для выборов нового правителя собрал нахараров.

Был избран Газамасп Мамиконян, который был утвержден Гераклием в звании куропалата. В ответ на это арабы уничтожили более полутора тысяч армянских заложников. армяне были вынуждены избрать нового правителя Григория Мамиконяна, который находился в плену у халифа, и обратиться к арабам за новым утверждением. Новый правитель был немедленно выпущен и спокойно управлял Арменией двадцать четыре года. Он погиб в бою с хазарами. После его гибели и двухлетних смут власть перешла к Ашоту Багратуни (686 г.). Ашот признал себя данником халифов.

Выбрав удобный момент, греки тут же отомстили армянам страшным опустошением. Заподозрив заговор за своей спиной, арабы разорили южные провинции, убили Ашота и дошли до озера Севан. После их ухода явился император Юстиниан с войском, разорил то, что осталось, и, назначив куропалатом Нерсеса Камсаракана, ушел восвояси.

После ухода Юстиниана снова пришли арабы, разбили Нерсеса и присоединили Армению к Дамасскому халифату. Такое невыносимое положение заставило армян собрать последние силы и под предводительством Смбата Багратуни и при помощи греков поднять восстание и выбить арабов из страны. Решающее сражение произошло на берегах Куры, близ г. Вартанакерта. Армения вздохнула с облегчением. Тем не менее Смбат Багратуни был последним куропалатом Армении.

Период с 702 по 1,021 годы нашей эры - остиканы дамасских халифов

Усиливающие постоянно свое влияние арабы, становились все более грозной силой в Малой Азии. Армения, как игрушка, переходила из рук в руки и поочередно доставалась тому, кто в данный момент оказывался сильнее. В этот период сила была на стороне Арабского халифата. Управление Арменией было передано Арабским остиканам. Обираемые и притесняемые армяне не мирились со своим положением. Армения бурлила непрерывными восстаниями, постоянно усмиряемыми силой оружия. Восстания носили чаще местный характер, ибо на масштабные выступления у растерзанной Армении не хватало сил.

Арабские остиканы действовали не только силой, но и коварством. Так, в 704 г., вновь назначенный остикан Кашем, привлекший на свою сторону многих армянских нахараров своим справедливым и уважительным отношением, собрал князей Армении на совещание в Нахичеване. Перед совещанием нахарары собрались в церкви для молитвы и получения благословения. Подстроив это специально, Кашем приказал закрыть тяжелые двери собора и подпалить его со всех сторон. Вероломное сожжение армянских князей на многие годы подорвало силы армян. Арабские остиканы постоянно практиковали казни и аресты армянских епископов, князей, богатых купцов, чье имущество им приглянулось. Это вызывало все новые и новые волнения.

Смена династии в халифате и воцарение Абассидов привело к некоторому смягчению положения. Абул - Аббас, и его преемники, основавшие свою столицу в Багдаде, значительно большее время уделяли просвещению, наукам, искусству, ремеслам и земледелию, нежели войнам. Это отразилось и во всех подвластных им территориях. Лучшей переменой в Армении явилось то, что остиканом был назначен армянин Баграт Багратуни (835 г.), чей род значительно возвысился после гибели князей в Нахичеване. В его правление было поднято восстание. Баграт был схвачен и казнен в Багдаде. Армению залил кровью Абу - Саад.

Но через год восставшие жители Тарона убили Абу-Саада (851г.), а его войско разбежалось

Но уже в 854 году были опустошены и полностью обезлюдили не только Армения, но и Албания, Грузия. Жестокий Буга, родом турок, пробившийся из невольников в приближенные халифа благодаря своей храбрости и беспредельной преданности, ненавистник христиан, смерчем пронесся по Армении. Сборы дани так упали, что халиф был вынужден вновь передать ее управление армянским князьям.

Тем не менее арабы все больше усиливали давление на армянскую знать с целью склонить ее к принятию мусульманства. Так, в плену был замучен Смбат Багратуни, которого прочили в остиканы Армении при условии перемены религии. Твердость духа Смбата поразила арабов. После его смерти они осыпали милостями его сына Ашота, дав ему титул князя - князей (859 г.), а затем признал Ашота царем Армении (885 г.).

Царский сан Ашота I признал и византийский император Василий Македонянин. За время своего правления Ашот успел расширить свои северные границы, усмирив несколько горских племен, примирить враждующих нахараров, но особое внимание он уделял возрождению Армении, строительству городов, храмов, дорог, возрождению торговли. В его царствование Армения быстро затягивала свои раны, беженцы возвращались на свои земли.

После смерти Ашота в Армении вновь разразилась междоусобная война между его сыном, царем Смбатом I, и братом Аббасом. Положение усугублялось и военным вмешательством адербейджанского остикана Авешина, стремящегося подчинить себе Армению, а затем его брат Юсуф, поклявшийся отомстить Смбату. В результате пятилетней войны Смбат был схвачен и казнен Юсуфом.

Со смертью Смбата I, междоусобные войны еще больше усилились

Сыну Смбата Ашоту II Железному (914 г.) досталась разоренная страна, а малочисленная дружина, с которой он носился по стране, наводя порядок, скорее напоминала банду разбойников. И тем не менее он очень скоро заставил считаться с собой. Он с легкостью выбил арабов из Тифлиса, столицы Грузии.

Ашот Железный заключил очень выгодный договор с Константинополем, по которому Константин VII Багрянородный дал ему греческие войска и при их помощи нанес арабам ряд крупных поражений и очистил от них подвластные ему территории, наголову разбил Юсуфа (921 г.). Вынужденный считаться с Ашотом халиф передал ему титул Шахин-шаха. Ашот перенес свою столицу в г. Ани. Многое он сделал и для развития экономики страны, поощряя строительство и торговлю. Бездетному Ашоту наследовал его брат Аббас II (928 г.). В его царствование непродолжительная и успешная война с абхазцами еще надежней укрепила северные границы Армении. Большое внимание Аббас уделял строительству и возрождению городов (Карс) и соборов.

Арабский халифат стали раздирать междоусобицы. Некогда огромное могущественное государство стало дробиться на отдельные эмираты, не желающие подчиняться центральной власти в Багдаде. Теперь арабы почти не беспокоили Армению. Страна восстанавливалась и хорошела год от года. Сын Аббаса, Ашот III Милосердный (Огормоц), продолжил внутреннюю политику отца. Он также сохранил титул шахин-шаха (царь царей), в подчинении у которого находились эмиры и шахи различных уделов, все еще подвластных Багдаду. Так, Ашот усмирил эмира Гамптуна, правителя Месопотамии, пытавшегося отделиться от халифата, и в назидание другим, казнил его.

Ашот III оставил троих сыновей. Двое старших последовательно занимали трон отца, а третий Гурген стал родоначальником династии, основавшей отдельную область. Армянскую Албанию. Старший сын Ашота, Смбат II (977 г.) унаследовал любовь к градостроению. Свою столицу Ани он украсил великолепным дворцом и собором. Он строго следил за соблюдением мира как внутри страны (укротил своего дядю, царя Карского, привел в повиновение эмира Двинского), так и на ее границах (усмирил взбунтовавшихся абхазцев). Смбату II наследовал его брат, Какика I (989 г.).

Он принимал деятельное участие в борьбе своего племянника Давида,царя Лорийского (Лори или Гори - столица Армянской Албании), против арабских эмиров, владевших уделами в Армении. Он также как и его предшественники активно занимался строительством, покровительствовал просвещению, земледелию, торговле. Сын Какики I, Ованес - Смбат (1020 г.), не обладал государственными способностями и в его правление центральная власть стала слабеть. Опять подняли головы недовольные нахарары. Страна грозила развалиться. Видя это, энергичный и умный, младший брат Ованеса, Ашот IV Храбрый (Кадч), нарушая право первородства, отделил от владений Ованеса южную Армению и воцарился там. Ссора же Ованеса со своим родственником и грузинским царем Георгием Багратуни, стоила ему нескольких крепостей.