Если в жизни бывают моменты, когда завидуешь сам себе…
Если в ней еще возможны встречи, которые могут тебя – избалованного возможностями XXI века - воодушевить…
То этот момент настал, и эта встреча назначена на 12 мая в 19.30 в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна.
Поднимаясь по бесконечным ступенькам к центральному входу, оставляешь позади некстати полившийся дождь, перекрытые дороги, пробки, колонны бронированных машин и подавленное желание выйти из такси и наорать на мир за то, что он даже не представляет, куда ты опаздываешь.
И вот уже в зале, пробираясь к 11 ряду партера, скомкивая билет и пряча его в карман – заранее зная, что сохранишь его, предварительно разгладив утюгом, вдруг видишь сильных мира сего.
В черных отутюженных брюках и белоснежных рубашках, сидят они в окружении охраны. Тотчас ловишь себя на мысли, что, кроме музыки, не осталось больше ничего, что может нас с ними сблизить.
В зале нет ни одного свободного места, но люди продолжают прибывать. Люди разных возрастов, пожилые и молодые, что еще раз подтверждает то, что у почитателей настоящего таланта нет возрастных категорий.
Телевизионщики, журналисты, публика – все в предвкушении появления на сцене одного лишь человека. Но появляются двое – Инга и Ануш Аршакян. Певицы исполнили одно из произведений Комитаса и покинули сцену.
Свет погас. Публика смолкла.
Легкой походкой счастливого человека вышел на сцену родившийся в семье армянских эмигрантов, уехавших во Францию в 1922 году, крупнейший драматический талант нашего века – всемирно известный шансонье Шарль Азнавур.
Небольшого роста, подтянутый, пластичный – он будто не идет, а едва касается пола.
Со свойственной ему природной скромностью и аристократизмом он обращается к публике на армянском языке, а затем переходит на французский, приветствуя президентов Армении и Франции Сержа Саргсяна и Франсуа Олланда.
Спустя несколько минут в зале повисла абсолютная тишина, и в этой тишине прозвучал первый мотив. Убеленный сединами и с блестящими живыми глазами, Азнавур словно забыл, что стоит перед тысячной публикой.
Музыканты играют немного тише, чем мы к тому привыкли, создавая тем самым мягкую и гармоничную атмосферу парижских улиц.
Азнавур поет безукоризненно. В его голосе сплетаются хорошо знакомая нам французская нежность и армянская грусть.
После возвышенной «Ave Maria» артист представляет музыкантов и, небрежным жестом снимая пиджак, продолжает концерт. Безусловно, звучит «Les deux Guitares». Мгновенно улетучилась светлая тоска, и Азнавур артистично пританцовывает на сцене, вызывая бурные аплодисменты и восторг публики.
Постепенно инструментальное сопровождение сводится к минимуму, видна грустная улыбка, особый взмах руки и поворот тела… «La Boheme» - подпевает шансонье зал. Трогательно видеть единение, живую связь Азнавура с публикой, внимательно следящей за каждым его жестом. По обыкновению в конце мелодии артист бросает свой белый платок.
Он умеет говорить глазами. И каждая из его песен – мини представление, конец которого непредсказуем, как незаконченный роман.
Спустя пару минут Азнавур сделает прощальный жест и уйдет со сцены, оставив за собой застывшие в воздухе ноты неспетых мелодий. Зал аплодирует, стоя.
Что это было? Концерт? Спектакль?
К творчеству Азнавура можно относиться по-разному. Но то, что за долгие годы пребывания на сцене ему удалось найти свою тему, своего героя и придумать особую манеру исполнения, которую не спутаешь ни с чьей другой, говорит об уникальности его таланта. А также о том, что Шарль Азнавур – это не просто артист, это история длиною в 89 лет.
И если есть в мире истории, которые не заканчиваются, пусть эта станет одной из них…
Ева Ишханян