HAYWEB.RU
» » » Армения – Россия: перспективы интеграции
» » » Армения – Россия: перспективы интеграции

    Армения – Россия: перспективы интеграции


    8 августа в Москве состоялась первая двусторонняя встреча президентов России и Армении после победы Владимира Путина на президентских выборах в марте этого года. Заметим, что в преддверии визита Сержа Саргсяна в Москву в отдельных публикациях отечественной прессы утверждалось, что Москва намерена давить на Ереван, поставив Сержа Саргсяна перед выбором: интеграция в Евросоюз (в плане реализации программы Восточного партнерства) или в инициированный Путиным Евразийский союз. Некоторые политологи полагали, что Москва потребует от Еревана полноценного членства в ЕврАзЭС либо вступления в Таможенный союз (ТС), членами которого сегодня являются Россия, Беларусь, Казахстан, а на подходе Киргизия. Предполагается, что страны -члены ТС сформируют Единое экономическое пространство (ЕЭП), на базе которого в дальнейшем и будет сформирован Евразийский союз.

    Ереван не раз подтверждал свою заинтересованность в углублении интеграционных процессов на пространстве СНГ. В первую очередь это касается инициатив Еревана в формате ОДКБ, но не только. Отметим, уже на предстоящей сессии парламента Армении на одобрение депутатов будет вынесено соглашение о создании зоны свободной торговли на пространстве СНГ, на днях, кстати, ратифицированное Украиной. В разработке этого соглашения, как сообщил по случаю премьер Тигран Саркисян, немалую роль сыграла и армянская сторона.

    Но вопрос присоединения Армении к ТС стоит особняком. С одной стороны, по ряду аспектов Еревану выгодно членство в ТС хотя бы потому, что это членство, а значит, и определенная унификация таможенного законодательства и процедур стран-членов позволят придать более открытый характер экономике Армении, уменьшить степень “тени”, ограничить аппетиты отечественных монополистов. Это проблемы, о решении которых давно, но безуспешно дебатируют на армянском политическом поле.

    Но, как известно, у Армении нет границ со странами – учредителями ТС. В обозримом будущем наличие этих границ также не предполагается, поскольку Грузия активно препятствует любым российским интеграционным проектам, а о нормализации отношений с Азербайджаном говорить не приходится. В этих условиях шапкозакидательское вступление Еревана в ТС может привести лишь к дополнительным проблемам для армянской стороны. И тем не менее некоторые политики полагали, что Москва не примет в расчет эти обстоятельства, а в лучших традициях имперских амбиций потребует от Сержа Саргсяна немедленного “одобрямса” своих инициатив и скорейшего вступления в ТС.

    Этого, однако, не произошло, можно констатировать, что переговоры прошли в доброжелательной атмосфере. Стороны отметили, что товарооборот между двумя странами достигает $1 млрд, но в ближайшие 2-3 года можно удвоить, если не утроить эту цифру, был подчеркнут высокий уровень военно-политического и гуманитарного сотрудничества двух стран.

    Разумеется, обсуждались и вопросы, связанные с перспективами дальнейшего вовлечения Армении в интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в том числе возможность членства в ТС. И если перед обсуждениями у сторон и были разные подходы к тем или иным аспектам проблемы, то в результате переговоров президентам, похоже, удалось выйти на консенсус. Кстати, заметим: уровень взаимовыгодного сотрудничества Армении и России настолько высок, что оценивать его по чисто бюрократическим критериям формального присутствия Армении в тех или иных инициированных Россией проектах попросту неверно, если не провокационно.

    Как бы то ни было, но по итогам встречи лидеров двух стран было принято решение о создании специальной смешанной комиссии из представителей России, Казахстана, Беларуси и Армении. Учитывая специфику Армении, которую подчеркнул и Владимир Путин, комиссия должна обсудить возможности четырехстороннего сотрудничества в условиях отсутствия у Армении общей границы с членами ТС.

    Президенты обсудили и тему цены на поставляемый в Армению российский газ, который Москва продает Еревану по ценам ниже международных рыночных. Стороны озвучили подходы, на основе которых будет сформирована цена на будущий год. С одной стороны, это принцип, в котором больше заинтересована российская сторона и который говорит о том, что цена на газ для Армении должна формироваться с учетом рыночных цен. Другой принцип, в котором заинтересована армянская сторона, основан на том, что цена на газ не должна создавать препятствий для стабильного развития экономики республики.

    Судя по всему, с пониманием отнеслись в Кремле и к шагам Еревана на сближение с ЕС. Здесь тоже нет сенсаций, если принять во внимание, что Москва заинтересована в сильной и успешной Армении. Подобная заинтересованность – важное обстоятельство, свидетельствующее о действительно стратегическом партнерстве двух стран, подчеркнул Серж Саргсян.

    Способность считаться с интересами партнера – главная отличительная черта сотрудничества, носящего не декларативный, а действительно стратегический, содержательный характер. Москва и Ереван такую способность демонстрировали не раз, и, полагаем, так будет и дальше, как бы определенные силы ни стремились навредить подобному партнерству. С этой точки зрения, у Москвы не должно быть опасений в связи с курсом Еревана на сближение с ЕС. Стратегические партнеры заинтересованы в усилении позиций друг друга на международной арене, в конкретном случае усиление позиций Еревана в Европе и в международных структурах усилит также позиции стратегического союзника России в регионе. Добавим, стратегически очень непростом и взрывоопасном регионе, о положении дел в котором также говорили Владимир Путин и Серж Саргсян. В преддверии осеннего политического сезона сторонам было необходимо сверить часы, ведь в том числе и от согласованной позиции и согласованных действий Москвы и Еревана немало зависит не только в урегулировании нагорно-карабахской проблемы, но и в процессах вокруг Сирии и Ирана.

    P.S. Курсу на сближение Армении с европейскими структурами на практике мешает не Россия, а те силы в Армении, которые, на словах критикуя власти за недостаточную приверженность европейским ценностям, на деле делают все от себя зависящее (включая и активную антироссийскую риторику), чтобы отдалить Армению от этих ценностей. Другое дело, что за последние год-два возможности этих сил поубавились. И нынешняя власть смело может записать это себе в актив.

    Рубен МАРГАРЯН, “Голос Армении”


    Похожие новости
  • Владимир Путин поздравил Сержа Саргсяна с днем рождения
  • Армения может вернуться к транспортному сообщению СССР
  • Экс-послы США в Баку и Ереване: Москва не заинтересована ни в мире, ни в войне в Карабахе
  • Россия и Армения: основные показатели стран
  • Д.Медведев: «Это показывает стратегический характер наших отношений»

  • Комментарии
Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 июль Как приготовить Женгялов хац (видео рецепт)

28 май Армянская государственность: от Армении до Арцаха

03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян Kessab SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Армения – Россия: перспективы интеграции


8 августа в Москве состоялась первая двусторонняя встреча президентов России и Армении после победы Владимира Путина на президентских выборах в марте этого года. Заметим, что в преддверии визита Сержа Саргсяна в Москву в отдельных публикациях отечественной прессы утверждалось, что Москва намерена давить на Ереван, поставив Сержа Саргсяна перед выбором: интеграция в Евросоюз (в плане реализации программы Восточного партнерства) или в инициированный Путиным Евразийский союз. Некоторые политологи полагали, что Москва потребует от Еревана полноценного членства в ЕврАзЭС либо вступления в Таможенный союз (ТС), членами которого сегодня являются Россия, Беларусь, Казахстан, а на подходе Киргизия. Предполагается, что страны -члены ТС сформируют Единое экономическое пространство (ЕЭП), на базе которого в дальнейшем и будет сформирован Евразийский союз.

Ереван не раз подтверждал свою заинтересованность в углублении интеграционных процессов на пространстве СНГ. В первую очередь это касается инициатив Еревана в формате ОДКБ, но не только. Отметим, уже на предстоящей сессии парламента Армении на одобрение депутатов будет вынесено соглашение о создании зоны свободной торговли на пространстве СНГ, на днях, кстати, ратифицированное Украиной. В разработке этого соглашения, как сообщил по случаю премьер Тигран Саркисян, немалую роль сыграла и армянская сторона.

Но вопрос присоединения Армении к ТС стоит особняком. С одной стороны, по ряду аспектов Еревану выгодно членство в ТС хотя бы потому, что это членство, а значит, и определенная унификация таможенного законодательства и процедур стран-членов позволят придать более открытый характер экономике Армении, уменьшить степень “тени”, ограничить аппетиты отечественных монополистов. Это проблемы, о решении которых давно, но безуспешно дебатируют на армянском политическом поле.

Но, как известно, у Армении нет границ со странами – учредителями ТС. В обозримом будущем наличие этих границ также не предполагается, поскольку Грузия активно препятствует любым российским интеграционным проектам, а о нормализации отношений с Азербайджаном говорить не приходится. В этих условиях шапкозакидательское вступление Еревана в ТС может привести лишь к дополнительным проблемам для армянской стороны. И тем не менее некоторые политики полагали, что Москва не примет в расчет эти обстоятельства, а в лучших традициях имперских амбиций потребует от Сержа Саргсяна немедленного “одобрямса” своих инициатив и скорейшего вступления в ТС.

Этого, однако, не произошло, можно констатировать, что переговоры прошли в доброжелательной атмосфере. Стороны отметили, что товарооборот между двумя странами достигает $1 млрд, но в ближайшие 2-3 года можно удвоить, если не утроить эту цифру, был подчеркнут высокий уровень военно-политического и гуманитарного сотрудничества двух стран.

Разумеется, обсуждались и вопросы, связанные с перспективами дальнейшего вовлечения Армении в интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в том числе возможность членства в ТС. И если перед обсуждениями у сторон и были разные подходы к тем или иным аспектам проблемы, то в результате переговоров президентам, похоже, удалось выйти на консенсус. Кстати, заметим: уровень взаимовыгодного сотрудничества Армении и России настолько высок, что оценивать его по чисто бюрократическим критериям формального присутствия Армении в тех или иных инициированных Россией проектах попросту неверно, если не провокационно.

Как бы то ни было, но по итогам встречи лидеров двух стран было принято решение о создании специальной смешанной комиссии из представителей России, Казахстана, Беларуси и Армении. Учитывая специфику Армении, которую подчеркнул и Владимир Путин, комиссия должна обсудить возможности четырехстороннего сотрудничества в условиях отсутствия у Армении общей границы с членами ТС.

Президенты обсудили и тему цены на поставляемый в Армению российский газ, который Москва продает Еревану по ценам ниже международных рыночных. Стороны озвучили подходы, на основе которых будет сформирована цена на будущий год. С одной стороны, это принцип, в котором больше заинтересована российская сторона и который говорит о том, что цена на газ для Армении должна формироваться с учетом рыночных цен. Другой принцип, в котором заинтересована армянская сторона, основан на том, что цена на газ не должна создавать препятствий для стабильного развития экономики республики.

Судя по всему, с пониманием отнеслись в Кремле и к шагам Еревана на сближение с ЕС. Здесь тоже нет сенсаций, если принять во внимание, что Москва заинтересована в сильной и успешной Армении. Подобная заинтересованность – важное обстоятельство, свидетельствующее о действительно стратегическом партнерстве двух стран, подчеркнул Серж Саргсян.

Способность считаться с интересами партнера – главная отличительная черта сотрудничества, носящего не декларативный, а действительно стратегический, содержательный характер. Москва и Ереван такую способность демонстрировали не раз, и, полагаем, так будет и дальше, как бы определенные силы ни стремились навредить подобному партнерству. С этой точки зрения, у Москвы не должно быть опасений в связи с курсом Еревана на сближение с ЕС. Стратегические партнеры заинтересованы в усилении позиций друг друга на международной арене, в конкретном случае усиление позиций Еревана в Европе и в международных структурах усилит также позиции стратегического союзника России в регионе. Добавим, стратегически очень непростом и взрывоопасном регионе, о положении дел в котором также говорили Владимир Путин и Серж Саргсян. В преддверии осеннего политического сезона сторонам было необходимо сверить часы, ведь в том числе и от согласованной позиции и согласованных действий Москвы и Еревана немало зависит не только в урегулировании нагорно-карабахской проблемы, но и в процессах вокруг Сирии и Ирана.

P.S. Курсу на сближение Армении с европейскими структурами на практике мешает не Россия, а те силы в Армении, которые, на словах критикуя власти за недостаточную приверженность европейским ценностям, на деле делают все от себя зависящее (включая и активную антироссийскую риторику), чтобы отдалить Армению от этих ценностей. Другое дело, что за последние год-два возможности этих сил поубавились. И нынешняя власть смело может записать это себе в актив.

Рубен МАРГАРЯН, “Голос Армении”


Похожие новости
  • Владимир Путин поздравил Сержа Саргсяна с днем рождения
  • Армения может вернуться к транспортному сообщению СССР
  • Экс-послы США в Баку и Ереване: Москва не заинтересована ни в мире, ни в войне в Карабахе
  • Россия и Армения: основные показатели стран
  • Д.Медведев: «Это показывает стратегический характер наших отношений»

  • Комментарии