Родилась будущая олимпийская чемпионка под Новый год — 20 декабря 1993 года, но не в Ереване, как все пишут, а в Тбилиси. Об этом корреспонденту "МК" рассказала мама спортсменки.
— Мы с Яниным папой поехали отдыхать к друзьям в Грузию и так хорошо погуляли, что дочка появилась на свет раньше срока, — объясняет мама фехтовальщицы, Марина Егорян, от которой ей и досталась фамилия. — Городом рождения у нее в паспорте и записан Тбилиси, хотя мы там были только в гостях. Видела, что в «Википедии» и на разных сайтах у нее значится Ереван, но я не знаю, как это исправить. Журналисты у нас никогда и не интересовались, где она родилась, — с интернет-энциклопедии переписывают, и так эта ошибка тянется годами. Вот вы первые спросили и теперь знаете, как все на самом деле было.
В Ереване их семья жила, пока родители не разошлись, и мама с Яной переехали в Московскую область. Девочке тогда было 6 лет.
— Она все детство провела в Армении и, когда мы перебрались с ней вдвоем в Россию, говорила только по-армянски. Но нужно было отдавать ее в первый класс обычной школы, поэтому я сразу же перешла с ней на русский, чтобы она не отставала от других детей. Вот Яна постепенно армянский и забыла, — вздыхает мама. — Сейчас помнит на нем от силы пару фраз, что, конечно же, жаль.
С отцом, Карапетом Алавердяном, который остался в Ереване и вскоре завел новую семью, с тех пор общается только Яна и исключительно на расстоянии — по телефону и скайпу. В Армении, признается мама, с тех пор она не была ни разу, хотя очень гордится своей национальностью и всячески подчеркивает ее в победных интервью.
— У Яны со стороны папы все армяне, а среди моих бабушек и дедушек встречались и русские, — замечает мама. — Кстати, бабушка — моя мама, Галина Георгиевна, — живет вместе с нами.
А живут Яна, мама и бабушка в двухкомнатной квартире обычного жилого дома в столичном районе Куркино, что через дорогу от подмосковных Химок, где она провела все детство, куда ходила и в общеобразовательную, и в спортивную школы.
— Бабушку мы к нам перевезли совсем недавно, после смерти ее мамы, — добавляет Марина Егорян. — Она всю жизнь провела во Владикавказе, где прошло и мое детство, больше 20 лет отработала в медицине — диспетчером на «скорой помощи». Так получилось, что Яна завоевала свою первую взрослую золотую медаль в 2012 году на чемпионате России, который проходил как раз во Владикавказе — на малой родине бабушки, чем сделала ей один из самых памятных подарков в жизни. И вот опять: дочка взяла «золото» Олимпиады незадолго до дня рождения бабули: 23 августа ей исполняется 66 лет. Она уже позвонила Яне, заплакала и сказала, что та может ко дню рождения ей кофе бразильский не привозить: «золото» — лучший подарок. Бабушка сама приготовит внучке по приезду ее любимые блюда: долму, а на десерт фирменный «шахматный» торт. Торт этот Яна обожает, а в шахматы играть не умеет совсем.
Дедушка Яны по папе, Генрих Карпович Алавердян, умер за четыре года до рождения Яны. Он прославил семью еще в советское время: у себя на родине он был очень известным художником, актером и оперным певцом, в 1984 году получил звание народного артиста Армянской ССР. В столице республики он служил одновременно и в академическом, и в театре оперы и балета, а еще снялся более чем в 20 кинокартинах. Историки вспоминают, что свой последний спектакль он играл в Лос-Анджелесе, где, будучи тяжело больным, вышел на сцену и, невзирая на уговоры руководителей театра, спел ответственную партию Кехвы в опере «Ануш» Тиграняна. Вот оно, упорство характера рода Егорян–Алавердян!
Несмотря на большую, а местами и знаменитую армянскую родню, после переезда в Россию детство Яны, как вспоминает ее мама, было полно лишений. Денег им не хватало даже на самое необходимое в увлечении, которое переросло в олимпийскую медаль высшего достоинства. Например, на перчатки. Или на защитную маску.
Елена Мильчановска, http://www.mk.ru