Попытка объединения Армянской и Византийской церквей на основе монофелитской доктрины
Автор: admin от 26 октябрь, раздел: Армянская церковь / История ААЦ, просмотров 2 854
В развернувшейся в начале VII века персо-византийской войне удача сначала сопутствовала Персии. Уже в 610 году вся Армения отошла к Персии. Персам удалось завоевать также Сирию, Палестину и другие страны. Однако в конце этой войны императору Ираклию (610—641) удалось вновь присоединить к империи свои бывшие восточные земли: Сирию, Палестину, часть Армении и т. д. В этих странах в основном проживали миафизиты. Преследуя политические цели, император изо всех сил старался угодить им, дабы в будущем Сирия, Палестина, Египет и Армения прочнее привязались к Византии.
Так, например, патриархом Константинопольским Ираклий назначил миафизита Сергия (610—638), патриархом Антиохии — католикоса сирийских миафизитов, желая таким образом соединить сирийцев с греческим патриаршеством Антиохии, а патриархом Александрийским был назначен ярый антихалкидонит Кир. Для утверждения согласия в церковном мире, находящемся в волнении уже более полутора столетий, патриарх Сергий выдвигает идею монофелитского вероучения, согласно которому Христос имеет две природы, одно лицо, одну волю и одно действие (энергию).
Император Ираклий, одобрив это учение, предлагает церквям империи принять его. Патриарх Александрии Кир в одном из писем к патриарху Константинополя говорит, что, основываясь на идее монофелитского вероучения, выдвинутой императором и патриархом Сергием, ему удалось примирить противоборствующие стороны в Египте. Монофелитское вероучение было благосклонно принято как в Византии, так и на Западе, её принял и Римский папа Гонорий I (625—638). Однако представители крайних взглядов двух сторон отвергли это учение.
С предложением принять монофелитское вероучение император Ираклий обратился и к Армянской церкви. Католикос Езр (630—641) попросил императора прислать ему текст согласительного вероучения. Получив его, отцы Армянской церкви во главе с епископом Сюника Матусага обсудили его и пришли к выводу, что в основном он соответствует принципам Православия и приемлем, но в нём отсутствует осуждение Халкидонского собора и томоса папы Льва. В 631/2 году в Карине был созван собор, на котором император, католикос Езр и их последователи пришли к соглашению. Но достичь церковного мира так и не удалось, поскольку позже Византия ради мира с Римской церковью на Шестом Вселенском соборе приняла диофелитство.
Похожие новости
История ААЦ после 1441 года: Под властью османской Турции и ПерсииАрмяно-латинские церковные отношения в XII—XIV векахАрмяно-византийские церковные отношения во второй половине XII векаПозиция Армянской церкви по отношению к Халкидонскому соборуЗащита христианства от нападок зороастрийской Персии
Комментарии