Эксклюзивное интервью известного французского художника армянского происхождения Жана Казанчяна для АРКА-Style.
- Господин Казанчян, это уже ваш четвертый визит в Армению. Что привело вас на родину в этом году?
Казанчян - Впервые я посетил свою историческую родину – Армению, в 2008 году, и сегодня вижу значительные положительные изменения. Ереван, на мой взгляд, стал намного красочнее, чище и зеленее. Меня привела сюда нескончаемая любовь к своему народу и культуре, а также тоска по родной земле. Наш народ дал миру много талантов и громких имен, и я горжусь, что я армянин. Думаю, культура является основой сохранения ценностей и наследия нашего народа. Кроме того, в мае в Национальной галерее Армении состоялась моя первая персональная выставка 38 работ, которая продлится до 28-ого мая. Я очень рад, что экспозицию посетили как простые ценители искусства, так и молодые художники, которые заверили меня, что мое творчество серьезно впечатлило их и окажет большое влияние на их дальнейшее творчество.
- Намерены ли вы передать в дар армянским музеям какую-либо из своих работ?
Казанчян - После завершения выставки, все работы вернутся в Париж, однако, я уже думаю о том, что некоторые из них в дальнейшем будут переданы в дар Нацгалерее Армении.
- В Международный день музеев ваша супруга - Кристин Аржиле, подарила Нацгалерее Армении 15 графических работ известнейших художников мира: Сальвадора Дали, Василия Кандинского и Ганса Беллмера. Как родилась эта идея?
Казанчян -Когда мы решили приехать в Ереван, я сказал своей супруге, которая является директором лос-анджелесского музея «Аржиле», что нам необходимо подарить Армении некоторые работы художников-сюрреалистов. Я хочу, чтобы в Армении о сюрреализме больше узнали, чтобы этот жанр здесь развивался, поэтому мы передали в дар Нацгалерее 15 прекрасных полотен. Кроме того, у нас возникла идея создания в Армении Музея сюрреализма.
- Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте?
Казанчян - Вместе с моей супругой еще два года назад мы обратились с предложением по созданию музея в Министерство культуры республики, но тогда не получили конкретного ответа. Сейчас, пока я нахожусь в Армении, мы намерены вновь поднять этот вопрос, и будем искать средства для реализации нашей идеи. Серьезную проблему представляет также вопрос территории для будущего музея, поскольку экспозиция будет довольно представительной. Как я уже говорил, моя супруга, будучи директором галереи «Аржиле», является еще и дочерью известного французского коллекционера Пьера Аржиле, в чьей коллекции много картин кисти художников-сюрреалистов. И я бы хотел, чтобы какая-то их часть была передана в дар Армении.
В случае открытия музея в Ереване, мы предоставим, по меньшей мере, 130 полотен как армянских, так и зарубежных художников-сюрреалистов. Мне очень хочется надеяться, что правительство Армении проявит интерес к нашей идее, и мы получим поддержку в вопросе создания Музея сюрреализма.
- Вы прошли достаточно серьезный путь в своем творчестве. Что вы можете сказать о современных армянских художниках?
Казанчян - Здесь в Армении я пока не успел ознакомиться с работами молодых художников, однако, могу сказать, что у нашего народа есть серьезные традиции в живописи, которые мы должны сохранять и развивать. Что касается наших соотечественников, чье творчество связано с Францией, отмечу, что многие из них весьма талантливы. Но нужно признать, что, к сожалению, художники из диаспоры довольно-таки разобщены, в то время как, на мой взгляд, они должны помогать друг другу. Также мне кажется, что их творчество мало известно на родине. В этой связи я беседовал с послом Франции в Армении Анри Рено, который поддержал мою идею по содействию двухстороннему культурному сотрудничеству и обмену.
- В преддверии 100-летия геноцида армян как в Армении, так и в диаспоре будут проводиться различные мероприятия. Уже представлен символ предстоящих мероприятий - цветок незабудки и слоган “Помним и требуем…”. Каков будет ваш вклад в этот цикл мероприятий памяти?
Казанчян - В моих планах создание монументального памятника к 100-летию Геноцида армян - мощного сооружения 40-метровой высоты, сделанное из цемента и металла. Это будет скульптура дерева, а вместо веток фигуры людей, держащих в руках светильники. Таких веток будет сто, и каждая из них будет олицетворять год после трагических событий 1915 года.
Этот проект я хочу представить на рассмотрение мэрии Лос-Анджелеса, и в случае его одобрения, получить необходимое финансирование. Если все пойдет так, как я задумал, то скульптура будет установлена на холмах Голливуда, точнее, справа от знаменитой надписи «Hollywood».
- Когда вы нас вновь порадуете своим визитом и новыми работами?
Казанчян -Конечно, пока конкретных сроков нет, но некоторые предложения уже есть, и в случае приглашения, я с удовольствием вновь приеду в Армению, так как считаю, что подобные визиты очень полезны в плане упрочения культурных связей, обмена опытом и налаживания контактов.
Относительно планов, могу сказать, что приезд в Армению очень меня воодушевил. Меня особенно впечатлил историко-археологический средневековый монастырский комплекс Гошаванк. В этой связи я намерен посвятить свою новую работу именно Гошаванку.
Источник: http://style.arka.am/