HAYWEB.RU
» » Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении
» » Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении

    Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении


    Нет для нас, армян, ничего приятнее, чем интерес иностранцев к нашей истории и культуре. Недавно мне довелось пережить несколько приятных минут в музее-заповеднике «Зварт­ноц». Развалины величественного храма оказались в центре внимания сразу нескольких туристических групп. Ино­странцы, пытаясь мысленно воссоздать первоначальный образ Звартноца, переходили от колонны к колонне, от барельефа к барельефу, обменивались мнениями, и хотя я не понимала их языка, по одним лишь восторженным улыбкам было видно, что впечатление в нашу пользу. Не удовлетворяясь территорией одного лишь храма, многочисленная группа китайцев рассыпалась по всей округе и, находя удачные виды для съемок, по-детски радовалась и тут же начинала позировать. Кучками собирались они и у справочных стендов, которые я, исходя из того самодовольного чувства, что и так все знаю, даже не стала читать – разве могут они сказать мне что-то новое? Пусть, думала я, с фактами нашей истории познакомятся и увезут с собой наши гости.



    Из размещенных на территории музея-заповедника репродукторов лилась великолепно аранжированная армянская музыка, так что хотелось просто ходить, ласкать взглядом величественные останки храма и окружающую природу, слушать чудесную музыку и всем своим существом преклониться перед этим сотворенным из камня и звука совершенством, которое зовется армянской историей и армянской культурой.

    Как я и моя семья, так и гости Армении испытали приятные минуты и в аккуратном и уютном музее, ознакомились с постоянной экспозицией, надолго задержались перед клинописью Руса II, в которой этот наш великий предок-строитель, называвший себя «царем ванцев», повествует о своих строительных деяниях в местности, примыкающей к Звартноцу.

    Музей-заповедник включен в перечень сокровищ мировой культуры ЮНЕСКО, и преобразования, которые здесь совершаются в последние годы, позволяют надеяться, что место это вскоре станет еще более благоустроенным и притянет к себе еще больше туристов.

    Радовало и то, что вместе с иностранными туристами на экскурсию привели и наших школьников. Как сообщил нам один из работников музея, школьники приходят сюда постоянно, особенно много их под конец школьного года и во время летних каникул.

    В какой-то момент мое внимание привлекла группа старшеклассников, которые, сгрудившись вокруг одного из стендов, о чем-то горячо спорили и тыкали пальцами в надписи под стеклом – те самые, которые я проигнорировала, считая, что ничего нового они мне не дадут. А вот внимание наших школьников они не только привлекли, но и, кажется, возмутили.

    - Вот уже который год мы проходим в школе, что никакой страны Урарту не было, что это просто чужестранное название армянского Ванс­кого или Араратского царства,-  а здесь, куда ни посмотришь, везде «Урарту», «урарт­ское»!..- невесть кому жаловался один из юношей. Товарищи дружно поддерживали его. Кроме меня в этот момент никого другого рядом не было, поэтому они решили доказать хотя бы мне, что «происходит жуткое искажение армянской истории, причем на нашей собственной земле, в музее, действующем под эгидой нашего государства…»

    - Зачем тогда мы учимся в школе, для чего наши ученые пишут книги и энциклопедии? – взволнованно вопрошала одна девушка, по всему облику которой можно было предположить, что она собиралась стать историком, но вот прямо на глазах рушится ее заветная мечта…

    - А вы знаете, что ни один из древних армянских историков даже не упоминает Урарту? – глядя мне прямо в глаза, спросил юноша, затеявший этот спор.

    Я кивнула: то был очень сильный аргумент.

    - А Бехистунская надпись Дария, где Армения на древнеперсидском называется Ар­мина, а по-аккадски – Урарту или Урашту? Да разве есть доказательство убедительней этого?! – поворачиваясь раскрасневшимся лицом то ко мне, то к друзьям, говорила другая школьница.

    Забыв и об очаровании этого места, и о музыке, ребята стали показывать мне обнаруженные ими антинаучные надписи.

    И действительно, на всех стендах и табличках музея-заповедника то и дело мелькало – «урартский храм», «урарт­ская постройка», «урартский царь»… Особенно удивила меня справка относительно царя Руса II, названного урартским царем, хотя здесь же, в переводе его собственной надписи, он именует себя «царь Тушпа», то есть Вана.

    Вся эта «урартизация» вызывала не столько гнев, сколько недоумение. Да что же это творится?! Почему, забыв нашу историю и историков, по-прежнему запускаем в оборот бредни сталинских выкормышей?! А то, что рука Сталина здесь замешана наверняка, за несколько недель до своей смерти поведал мне сам академик Сурен Еремян, известный поборник урартизма.



    …Несколько лет назад я повела своих московских друзей в музей-заповедник «Эребу­ни» и… зареклась отныне ходить туда. Не только все надписи там наводнены словами «Урарту», «урартский», но и само это учреждение провозгласило себя центром урартоведения – со всеми мыслимыми и немыслимыми последствиями этого. Понятно, что таковым его провозгласили бывшие директора, либо не признававшие того неопровержимого факта, что так называемое «Урарту» было не чуждым государственным образованием на территории Армянского нагорья, а одним из неотъемлемых звеньев или этапов армянской государственности, либо знающие это, но сознательно искажающие нашу историю. В обоих случаях их поведение должно было удостоиться соответствующей реакции государства, однако странным образом никакой такой реакции нет – за исключением протестов ряда представителей интеллигенции. Вечно игнорируемых и вечно отметаемых протестов…

    А вот какую информацию о музее-заповеднике «Эребуни» я раздобыла в Интернете.

    «Музейная коллекция является важным ресурсом для восприятия связей Урарту с малоазийскими, средиземноморскими, ассиро-месопотамскими цивилизациями и прояснения многих вопросов истории».

    Это значит, что первоочередным является «восприятие связей с Урарту», а вовсе не выяснение предыстории нашей сегодняшней столицы. А ведь все было бы намного наглядней и понятней, если б это древнее армянское государство было названо истинным образом – как Арарат­ское или Ванское царство!

    И далее: «Музейную коллекцию историко-археологического музея-заповедника составляют сгруппированные в 128 экспозициях 11 295 археологических предметов, относящихся к доурартскому, урартскому, ахеменидскому, эллинистическому, раннему армянскому периодам, случайно или в ходе регулярных археологических раскопок обнаруженные в древних поселениях Арин берд, Кармир блур, Шенгавит, а также в других районах Армении…»

    Это значит, что «раннему армянскому» периоду предшествовали «доурартский», «урартский», «ахеменидский» и «эллинистический» периоды… Но как быть с той непреложной научной истиной, что армянская государственность берет свое начало со времен Аратты, а истоки армянского народа восходят к началу праистории самого человечества… И чем более неопровержимыми становятся эти факты в свете новейших исторических и археологических открытий, тем больше цементируется упорство некоторых «урартоведов».

    Причем до такой степени, что даже в передаче «Ерг ергоц» нашего Общественного телевидения не погнушались приписать древним царям неприемлемый эпитет «урартские» (3 июня 2012 г.). Ду­мается, это следствие того, что правая рука не знает, что делает левая…

    Как-то раз в одном из армянских музеев у меня зашел разговор об «урартском уклонизме» с известным историком, и у меня сложилось впечатление, что и он вместе со своими единомышленниками уже отказался от борьбы – сил больше нет! Но у тех, кто служит не исторической истине и тем самым родине, а неким другим субстанциям, сил почему-то всегда хватает с избытком…

    Чтобы не грешить против истины, замечу, что на просторах Интернета Урарту называется также Ванским или Араратским царством, но тем не менее это чисто формальный подход, ибо, читая дальше, убеждаешься, что Урарту все равно заслоняет собой понятия и Вана, и Арарата.

    Используя название «Урар­ту» в иноязычной литературе, горе-историки оправдывают это тем, что в мире это принятое название, ставшее устоявшимся термином. Но ведь можно писать – Ванское или Араратское царство, а рядом в скобках – Урарту… И уж тем более непозволительно, когда этим грешат в справочных стендах и поясняющих табличках наших же армянских музеев.

    По словам одного из сотрудников музея-заповедника «Звартноц», во всем виновата наша Академия наук, которая до сих пор не уточнила некоторые сложные вопросы армянской истории. Я привела музейному работнику ряд прекрасно известных мне научных работ и изданий:

    «Иллюстрированную историю Армении» Рафаела Иш­ханяна, «Зруцаран» Баграта Улубабяна, учебник истории армянского народа 6-го класса, первый том «Айадарана», наконец, книги и телепередачи Артака Мовсисяна, не оставляющие сомнений в том, что Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении – с армянским населением, армянской царской династией и полководцами, высокоразвитой экономикой и культурой. И когда мы по своему невежеству или лености выбрасываем все это из нашей истории, то тем самым льем воду на мельницу наших врагов, а кроме того, лишаемся наилучшего способа самопознания. Ну а они уж не ленятся кричать на весь мир, что мы, армяне, пришельцы на этой земле и ничего здесь не создали, а следовательно, об армянском историческом наследии и тем более претензиях на нее и речи не может быть…

    Научный сотрудник музея был согласен со мной и в порыве искренности признался, что сами материалы стендов и таблички не читал: их привезло и установило Минис­терство культуры.

    Перед тем как расстаться, этот умный и образованный человек сказал мне: «Вы первый человек после Рафаела Ишханяна, который борется с угнездившимися в наших музеях урартскими фальсификациями. Он вечно требовал выкинуть эти надписи из музеев и восстановить армянские названия…» Я бы восприняла эти слова как комплимент – если б не тревожная мысль: неужели наша сила и дух сопротивления настолько ослабли, что вместо ученых и государства знамя борьбы подняли журналисты?.. Не хочется в это верить. Ибо сколь бы значимой ни была наша, журналистов, роль, решающей должна быть национальная политика государства.

     

    Рачуи ПАЛАНДУЗЯН, “Собеседник Армении”


    Похожие новости
  • Британский музей переименовал зал «Древняя Турция» в «Анатолия, Урарту»
  • Михаил Жванецкий: Армянский юмор бесконечен
  • Кевин Добоуйс – история одной жизни
  • Колыбель вина на Кавказе качали вместе
  • Какое отношение царство Урарту имеет к становлению армянской государственности?

  • Комментарии
Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 июль Как приготовить Женгялов хац (видео рецепт)

28 май Армянская государственность: от Армении до Арцаха

03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян Kessab SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении


Нет для нас, армян, ничего приятнее, чем интерес иностранцев к нашей истории и культуре. Недавно мне довелось пережить несколько приятных минут в музее-заповеднике «Зварт­ноц». Развалины величественного храма оказались в центре внимания сразу нескольких туристических групп. Ино­странцы, пытаясь мысленно воссоздать первоначальный образ Звартноца, переходили от колонны к колонне, от барельефа к барельефу, обменивались мнениями, и хотя я не понимала их языка, по одним лишь восторженным улыбкам было видно, что впечатление в нашу пользу. Не удовлетворяясь территорией одного лишь храма, многочисленная группа китайцев рассыпалась по всей округе и, находя удачные виды для съемок, по-детски радовалась и тут же начинала позировать. Кучками собирались они и у справочных стендов, которые я, исходя из того самодовольного чувства, что и так все знаю, даже не стала читать – разве могут они сказать мне что-то новое? Пусть, думала я, с фактами нашей истории познакомятся и увезут с собой наши гости.



Из размещенных на территории музея-заповедника репродукторов лилась великолепно аранжированная армянская музыка, так что хотелось просто ходить, ласкать взглядом величественные останки храма и окружающую природу, слушать чудесную музыку и всем своим существом преклониться перед этим сотворенным из камня и звука совершенством, которое зовется армянской историей и армянской культурой.

Как я и моя семья, так и гости Армении испытали приятные минуты и в аккуратном и уютном музее, ознакомились с постоянной экспозицией, надолго задержались перед клинописью Руса II, в которой этот наш великий предок-строитель, называвший себя «царем ванцев», повествует о своих строительных деяниях в местности, примыкающей к Звартноцу.

Музей-заповедник включен в перечень сокровищ мировой культуры ЮНЕСКО, и преобразования, которые здесь совершаются в последние годы, позволяют надеяться, что место это вскоре станет еще более благоустроенным и притянет к себе еще больше туристов.

Радовало и то, что вместе с иностранными туристами на экскурсию привели и наших школьников. Как сообщил нам один из работников музея, школьники приходят сюда постоянно, особенно много их под конец школьного года и во время летних каникул.

В какой-то момент мое внимание привлекла группа старшеклассников, которые, сгрудившись вокруг одного из стендов, о чем-то горячо спорили и тыкали пальцами в надписи под стеклом – те самые, которые я проигнорировала, считая, что ничего нового они мне не дадут. А вот внимание наших школьников они не только привлекли, но и, кажется, возмутили.

- Вот уже который год мы проходим в школе, что никакой страны Урарту не было, что это просто чужестранное название армянского Ванс­кого или Араратского царства,-  а здесь, куда ни посмотришь, везде «Урарту», «урарт­ское»!..- невесть кому жаловался один из юношей. Товарищи дружно поддерживали его. Кроме меня в этот момент никого другого рядом не было, поэтому они решили доказать хотя бы мне, что «происходит жуткое искажение армянской истории, причем на нашей собственной земле, в музее, действующем под эгидой нашего государства…»

- Зачем тогда мы учимся в школе, для чего наши ученые пишут книги и энциклопедии? – взволнованно вопрошала одна девушка, по всему облику которой можно было предположить, что она собиралась стать историком, но вот прямо на глазах рушится ее заветная мечта…

- А вы знаете, что ни один из древних армянских историков даже не упоминает Урарту? – глядя мне прямо в глаза, спросил юноша, затеявший этот спор.

Я кивнула: то был очень сильный аргумент.

- А Бехистунская надпись Дария, где Армения на древнеперсидском называется Ар­мина, а по-аккадски – Урарту или Урашту? Да разве есть доказательство убедительней этого?! – поворачиваясь раскрасневшимся лицом то ко мне, то к друзьям, говорила другая школьница.

Забыв и об очаровании этого места, и о музыке, ребята стали показывать мне обнаруженные ими антинаучные надписи.

И действительно, на всех стендах и табличках музея-заповедника то и дело мелькало – «урартский храм», «урарт­ская постройка», «урартский царь»… Особенно удивила меня справка относительно царя Руса II, названного урартским царем, хотя здесь же, в переводе его собственной надписи, он именует себя «царь Тушпа», то есть Вана.

Вся эта «урартизация» вызывала не столько гнев, сколько недоумение. Да что же это творится?! Почему, забыв нашу историю и историков, по-прежнему запускаем в оборот бредни сталинских выкормышей?! А то, что рука Сталина здесь замешана наверняка, за несколько недель до своей смерти поведал мне сам академик Сурен Еремян, известный поборник урартизма.



…Несколько лет назад я повела своих московских друзей в музей-заповедник «Эребу­ни» и… зареклась отныне ходить туда. Не только все надписи там наводнены словами «Урарту», «урартский», но и само это учреждение провозгласило себя центром урартоведения – со всеми мыслимыми и немыслимыми последствиями этого. Понятно, что таковым его провозгласили бывшие директора, либо не признававшие того неопровержимого факта, что так называемое «Урарту» было не чуждым государственным образованием на территории Армянского нагорья, а одним из неотъемлемых звеньев или этапов армянской государственности, либо знающие это, но сознательно искажающие нашу историю. В обоих случаях их поведение должно было удостоиться соответствующей реакции государства, однако странным образом никакой такой реакции нет – за исключением протестов ряда представителей интеллигенции. Вечно игнорируемых и вечно отметаемых протестов…

А вот какую информацию о музее-заповеднике «Эребуни» я раздобыла в Интернете.

«Музейная коллекция является важным ресурсом для восприятия связей Урарту с малоазийскими, средиземноморскими, ассиро-месопотамскими цивилизациями и прояснения многих вопросов истории».

Это значит, что первоочередным является «восприятие связей с Урарту», а вовсе не выяснение предыстории нашей сегодняшней столицы. А ведь все было бы намного наглядней и понятней, если б это древнее армянское государство было названо истинным образом – как Арарат­ское или Ванское царство!

И далее: «Музейную коллекцию историко-археологического музея-заповедника составляют сгруппированные в 128 экспозициях 11 295 археологических предметов, относящихся к доурартскому, урартскому, ахеменидскому, эллинистическому, раннему армянскому периодам, случайно или в ходе регулярных археологических раскопок обнаруженные в древних поселениях Арин берд, Кармир блур, Шенгавит, а также в других районах Армении…»

Это значит, что «раннему армянскому» периоду предшествовали «доурартский», «урартский», «ахеменидский» и «эллинистический» периоды… Но как быть с той непреложной научной истиной, что армянская государственность берет свое начало со времен Аратты, а истоки армянского народа восходят к началу праистории самого человечества… И чем более неопровержимыми становятся эти факты в свете новейших исторических и археологических открытий, тем больше цементируется упорство некоторых «урартоведов».

Причем до такой степени, что даже в передаче «Ерг ергоц» нашего Общественного телевидения не погнушались приписать древним царям неприемлемый эпитет «урартские» (3 июня 2012 г.). Ду­мается, это следствие того, что правая рука не знает, что делает левая…

Как-то раз в одном из армянских музеев у меня зашел разговор об «урартском уклонизме» с известным историком, и у меня сложилось впечатление, что и он вместе со своими единомышленниками уже отказался от борьбы – сил больше нет! Но у тех, кто служит не исторической истине и тем самым родине, а неким другим субстанциям, сил почему-то всегда хватает с избытком…

Чтобы не грешить против истины, замечу, что на просторах Интернета Урарту называется также Ванским или Араратским царством, но тем не менее это чисто формальный подход, ибо, читая дальше, убеждаешься, что Урарту все равно заслоняет собой понятия и Вана, и Арарата.

Используя название «Урар­ту» в иноязычной литературе, горе-историки оправдывают это тем, что в мире это принятое название, ставшее устоявшимся термином. Но ведь можно писать – Ванское или Араратское царство, а рядом в скобках – Урарту… И уж тем более непозволительно, когда этим грешат в справочных стендах и поясняющих табличках наших же армянских музеев.

По словам одного из сотрудников музея-заповедника «Звартноц», во всем виновата наша Академия наук, которая до сих пор не уточнила некоторые сложные вопросы армянской истории. Я привела музейному работнику ряд прекрасно известных мне научных работ и изданий:

«Иллюстрированную историю Армении» Рафаела Иш­ханяна, «Зруцаран» Баграта Улубабяна, учебник истории армянского народа 6-го класса, первый том «Айадарана», наконец, книги и телепередачи Артака Мовсисяна, не оставляющие сомнений в том, что Урарту – не что иное, как неотъемлемая часть истории Армении – с армянским населением, армянской царской династией и полководцами, высокоразвитой экономикой и культурой. И когда мы по своему невежеству или лености выбрасываем все это из нашей истории, то тем самым льем воду на мельницу наших врагов, а кроме того, лишаемся наилучшего способа самопознания. Ну а они уж не ленятся кричать на весь мир, что мы, армяне, пришельцы на этой земле и ничего здесь не создали, а следовательно, об армянском историческом наследии и тем более претензиях на нее и речи не может быть…

Научный сотрудник музея был согласен со мной и в порыве искренности признался, что сами материалы стендов и таблички не читал: их привезло и установило Минис­терство культуры.

Перед тем как расстаться, этот умный и образованный человек сказал мне: «Вы первый человек после Рафаела Ишханяна, который борется с угнездившимися в наших музеях урартскими фальсификациями. Он вечно требовал выкинуть эти надписи из музеев и восстановить армянские названия…» Я бы восприняла эти слова как комплимент – если б не тревожная мысль: неужели наша сила и дух сопротивления настолько ослабли, что вместо ученых и государства знамя борьбы подняли журналисты?.. Не хочется в это верить. Ибо сколь бы значимой ни была наша, журналистов, роль, решающей должна быть национальная политика государства.

 

Рачуи ПАЛАНДУЗЯН, “Собеседник Армении”


Похожие новости
  • Британский музей переименовал зал «Древняя Турция» в «Анатолия, Урарту»
  • Михаил Жванецкий: Армянский юмор бесконечен
  • Кевин Добоуйс – история одной жизни
  • Колыбель вина на Кавказе качали вместе
  • Какое отношение царство Урарту имеет к становлению армянской государственности?

  • Комментарии