В 1914 году за армянским Константинопольским Патриархатом числилось 2549 религиозных участков, включая больше чем 200 монастырей и 1600 церквей. В период проведения политики геноцида было уничтожено множество армянских памятников архитектуры, однако с прекращением этнических чисток политика разрушения продолжилась. После массового убийства и изгнания армян турецкие власти продолжили удалять, камень за камнем, свидетельство тысячелетий армянской архитектурной и художественной истории. Большое количество памятников архитектуры были разрушены или преобразованы в мечети и караван-сараи уже после изгнания армян с земель, на которых они проживали более 2,5 тыс. лет. Только в 1960-х годах ученые подняли вопрос регистрации и спасения памятников армянского духовного наследия. В 1974 году ученые идентифицировали находящихся в различном состоянии 913 оставшихся армянских церквей и монастырей в Турции. Более половины зданий из этих памятников не сохранились до наших дней, из тех что остались 252 были разрушены и только 197 находятся в более-менее пригодном состоянии.
Фотография. Колонна армян движется под вооруженной охраной. Апрель 1915.
В конце 1980-х и в начале 1990-х Уильям Далримпл нашел свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников. Хотя многие памятники ветшали из-за невнимания властей, землетрясений или крестьян, ищущих армянское золото, которое, как они считали, скрыто под церквями, есть ясные случаи преднамеренного разрушения. Ранее французский историк Дж. М. Тьерри был приговорен заочно к трем месяцам работ за то, что пытался воссоздать план армянской церкви города Ван. Он же отмечал, что в 1985 году власти хотели снести армянскую церковь в Ошкаванке, но им это не удалось ввиду того, что этому воспротивились местные жители, которые использовали ее в качестве зернохранилища.
Ярким примером уничтожения армянского наследия согласно Уильяму Далримплу является монастырский комплекс Хтзконк (en:Khtzkonk Monastery), состоящий из пяти церквей около города Карс, который с момента геноцида армян до конца 1960-х годов был официально запрещен для посещения. По свидетельствам очевидцев монастырь был взорван с помощью динамита регулярной армией, которая также проводила учебные стрельбы по зданиям комплекса. К моменту посещения историком монастыря уцелела лишь церковь Св. Саргиса XI века, стены которой были значительно повреждены.
Другим примером является полуразрушенная церковь Варакванк, превращенная в сарай. Базилика девятого столетия рядом с Ерзинджой была превращена в склад с огромным проделанным для въезда транспорта отверстием. Армянский собор в Эдессе (теперь Урфа) был преобразован в пожарное депо в 1915 году, а в 1994 году из него сделали мечеть, при этом были разрушены ненужные для мечети христианские постройки. Таким образом первый христианский город на сегодняшний день не имеет ни одной церкви.