HAYWEB.RU
» » 100 СВЕЧЕЙ НА ВЕРШИНЕ АРАРАТА

100 СВЕЧЕЙ НА ВЕРШИНЕ АРАРАТА

Армяно-русская экспедиция в составе 12 человек совершила восхождение на гору Арарат, зажгла на ее вершине 100 свечей в память о невинно убиенных армянах в годы Геноцида. Духовным предводителем этого уникального восхождения стал иерей ереванской церкви Св. Ованеса тер Шмавон Гевондян. На днях корр. "ГА" встретился со священником и попросил его рассказать о поездке.

- Идея паломничества возникла в 2009 году, когда я венчал молодую пару Айказа и Армине в церкви Св. Креста на острове Ахтамар в Ване. Айказ – фотограф из Еревана, но его корни ванские. И когда у него появилась невеста, твердо решил, что венчаться будет на земле предков. Пригласили совершить обряд бракосочетания меня. Я, не думая, согласился, потому что представилась возможность увидеть Западную Армению. Крестным отцом молодоженов стал бизнесмен и меценат из Краснодара Вардан Варданян. После торжественной церемонии, когда мы сидели за столом у жемчужного озера Ван, Вардан объявил, что организовывает паломничество на Арарат и посвящает восхождение 100-летию Геноцида, причем хочет собрать именно 100 человек.

- Тер Шмавон, не секрет, что восхождение на Арарат – дело довольно сложное, крутой подъем, плохие погодные условия. И принять решение, особенно человеку неподготовленному, трудно. Вы сразу согласились?

- Ни минуты не колебался. Быть на вершине Священной горы, отслужить там молебен было мечтой моей жизни. Особенно когда я посмотрел фильм "От Сиона до Арарата". На другой священной для христиан горе – Сионе я был несколько раз, а вот на Арарат никак попасть не получалось. В конце июля мне позвонил Вардан и сказал, что, к сожалению, 100 человек не подобралось, но он твердо решил осуществить замысел. В итоге собралось 13. Среди нас был знаменитый тбилисский альпинист Лев Саркисов, имя которого записано в Книге рекордов Гиннесса. Он в 60 лет покорил Эверест. Несколько человек было из Москвы, в том числе известный фотограф Сергей Трепет. В состав экспедиции вошел и армянин из Аргентины дудукист Гагик Гаспарян.

- А как вы добирались до Арарата?

- Хотя до подножия Арарата из Еревана рукой подать – всего 30 км, нам пришлось преодолеть 600 км по территории трех стран – Армении, Грузии и Турции. Но зато мы получили массу впечатлений. Дорога сказочно красивая. Маршрут получился такой: Ереван – Гюмри – Ахалцихе – Ардаган – Карс – Игдыр – Догубаязет. Догубаязет (расположен у подножия Арарата и является стартовой точкой восхождения. Кстати, уже в Игдыре наши мобильники стали ловить армянских операторов, и мы могли спокойно звонить родным. Включились и наши радиостанции.

- Расскажите немного о самом восхождении.

- С точки зрения сложности Арарат мало отличается от восхождения на Эльбрус. Арарат – сложная гора, там нет подъемников, теплых домиков, где можно ночевать. Мы доехали до высоты 2000 м на автомашинах, а дальше пешком. Вещи погрузили на мулов и лошадей. Проводником был курд, который под конец признался, что он армянин. В этом лагере мы переночевали и снова в путь. К сожалению, с нами не смог дальше идти наш русский товарищ – он подвернул ногу. Осталось 12 человек. Я сразу вспомнил 12 апостолов Иисуса Христа. Ничего случайного в этом мире не бывает… Второй перевалочный пункт уже на высоте 3200 м. Дальше до вершины Арарата (5165) самый сложный отрезок пути. Было очень тяжело. Я человек неподготовленный, и были моменты, когда я садился на камень и говорил: "Все, дальше не пойду". А потом вставал и шел дальше. Ближе к вершине мы шли уже по снегу и льду, а сильный ветер еще больше осложнял подъем. И вот наконец мы добрались..

- Все побывавшие на вершине Арарата говорят о невероятных чувствах и впечатлениях…

- Это нельзя передать никакими словами, да, наверное, и не нужно. Каждый человек остается там со своим личным. Но для меня, священнослужителя, в этом есть еще и библейский аспект. Я там все время вспоминал патриарха Ноя, наших святых, представлял Великую Армению, которая простиралась от моря до моря. C другой стороны, в этот день гора подарила нам великолепную погоду. С вершины открываются практически космические пейзажи и виды сразу на три страны: Армению, Турцию и Иран. Армянское нагорье было как на ладони.

На вершине мы пробыли около часа. Во-первых, поставили 100 свечей (зажечь из-за сильного ветра не смогли), я отслужил заупокойную службу по всем армянам – жертвам Геноцида. Потом мы пели шараканы, танцевали кочари. Гагик сыграл на дудуке "Дле яман". Обратный путь был таким же интересным, с той лишь разницей, что ощущалась грусть от того, что чудесное приключение подходит к концу. Спустившись с горы, мы решили поехать в Ван. Там я тоже отслужил службу, и мы тем же маршрутом вернулись обратно.

- Вы скоро вновь едете в Западную Армению вместе с участниками проекта "100 дверей". Расскажете о нем?

- Этот проект тоже посвящается 100-летию Геноцида. Сын известного телережиссера Артавазда Егояна – Хачик, также режиссер, планирует весной организовать выставку. Будут сделаны снимки 100 церквей и храмов на территории Западной Армении, Арцаха и современной Армении.

- А почему именно дверей?

- Церковная дверь в храме имеет и символическое значение. Иисус Христос говорил: "Я есть истинная дверь. Кто войдет через меня, будет спасен". А еще в Священном писании есть золотые строки: "Узки двери в рай, кто войдет через них, его душа будет спасена". Мы должны поехать в Карс, Ани и Ван вместе с большой группой молодых людей и представителей шоу-бизнеса. На всех будут майки с большой надписью: "Наши раны еще открыты".

Тигран МИРЗОЯН

Похожие новости
  • Чисто японский взгляд на Армению
  • «Арарат», футбол, жизнь — интервью с Никитой Симоняном
  • “Я снова поднимусь на Арарат, но уже со стороны Армении”
  • Гора Арарат (Сис и Масис)
  • ГОРА АРАРАТ И НОЕВ КОВЧЕГ

Фото Армения
Событие дня
Новые статьи
09 июль Как приготовить Женгялов хац (видео рецепт)

28 май Армянская государственность: от Армении до Арцаха

03 январь Закавказье в 2017-ом году: основные итоги и уроки

31 декабрь Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи

Интервью
Теги
100-летие Геноцида армян Kessab SaveKessab Армения Армения фото армянская музыка армянские mp3 армянские песни Арцах Бако Саакян Боруссия геноцид Геноцид армян Генрих Мхитарян ЕАЭС Евровидение Ереван Западная Армения Карабах картинки Армения Москва Нагорный Карабах НКР новости Армении Президент Армении Россия сборная Армении Серж Саргсян Сирия скачать армянскую музыку скачать бесплатно армянскую музыку Спартак Степанакерт Таможенный союз фото Армения фото Арцах фотографии Армении Франция Шарль Азнавур Юра Мовсисян

100 СВЕЧЕЙ НА ВЕРШИНЕ АРАРАТА

- А как вы добирались до Арарата?

- Расскажите немного о самом восхождении.

- А почему именно дверей?

Тигран МИРЗОЯН

Похожие новости
  • Чисто японский взгляд на Армению
  • «Арарат», футбол, жизнь — интервью с Никитой Симоняном
  • “Я снова поднимусь на Арарат, но уже со стороны Армении”
  • Гора Арарат (Сис и Масис)